Туристическое агентство «Планета Сказок»

Южная родина Санты

Зачастую люди, отдыхающие на солнечном побережье Турции, даже не догадываются, как много памятников раннего христианства в этой мусульманской стране. Например, Эфес был последним земным приютом матери Иисуса Христа. В Турции родились святые апостолы Петр и Павел. Последний всю жизнь проповедовал на территории, являющейся современной провинцией Анталья. Она же стала родиной так почитаемого в христианстве Николая Угодника, послужившего прообразом Санта-Клауса. Европейцы надели на него теплую шубу, усадили в оленью упряжку и поселили в далекой Лапландии. На самом же деле реальный Николай — епископ древнего города Миры (современный турецкий Демре) — в северных широтах никогда не бывал, а о таком атмосферном явлении, как снег, знал разве что понаслышке.

Высокий, худощавый, с благородными чертами, епископ Николай совсем не походил на забавного толстопуза, каким нам видится главный персонаж зимнего праздника. Хотя справедливости ради надо признать, что именно Николай ввел традицию делать подарки на Рождество. Он и жизнь свою без остатка отдал людям и даже после смерти продолжает дарить верующим надежду и утешение.

Сейчас мощи святого хранятся в базилике Святого Николая в городе Бари (Италия), куда их в XI веке перевезли из Турции итальянские моряки. Турецкие власти периодически поднимают вопрос о возврате мощей, но итальянская сторона понимания пока не проявляет.

Мраморный саркофаг, в котором был захоронен епископ, остался в Анталье в церкви Святого Николая. Службы в ней проводят дважды в год: в день смерти святого — 6 декабря (в России эту дату отмечают 19 декабря) и на Пасху. В остальное время храм работает как музей. Путь к этому месту идет вдоль моря и, начиная от города Финике, превращается в петляющий горный серпантин. Раньше многие паломники ехали по нему, судорожно вцепившись в подлокотники своих кресел, перебирая молитвы всем святым. Недавно дорожную полосу расширили вдвое за счет прибрежной скалы, и теперь даже самый пугливый может бесстрашно смотреть по сторонам. А открывающиеся виды достойны внимания. Многочисленные бухточки с изумрудной водой, уснувшие в солнечном мареве зеленые долины, сплошь усеянные теплицами (благодаря им свежие овощи на столе у турков не переводятся круглый год). Изредка неподвижный пейзаж всколыхнут козочки — их стада пасутся без всякого надзора, как и много веков назад, когда здесь были Миры Ликийские, в которых провел большую часть своей жизни святой Николай.
 

Победитель зла
 

Святитель Николай родился в III веке в городе Патаре римской провинции Ликия. Был он единственным ребенком уже немолодой семейной пары, так что сам факт рождения можно считать первым чудом из череды необычных событий, отметивших его земное существование. От отца, выходца с Ближнего Востока, мальчику достался темный оттенок кожи (это видно на ранних фресках, позднее Николая стали изображать белокожим). Имя Николаус, составленное из греческих слов «ника» — «победа» и «лаус» — «зло», означает «победитель зла». Кстати, Угодником его прозвали еще при жизни за добровольное служение людям.

В юном возрасте Николай возглавил христианскую общину. Это еще одно чудо. После смерти местного епископа у его помощника было видение, из которого следовало новым церковным главой назначить первого пришедшего к заутрене человека. Им оказался Николай. При нем епархия стала местом многочисленного паломничества.

Что касается уже упомянутой традиции подносить подарки на Рождество, то легенда гласит следующее. Как-то в один из рождественских дней, возвращаясь после службы домой, Николай услышал разговор бедных супругов, у которых было три дочки на выданье. В те времена девушки без приданого не могли составить хорошую партию, поэтому участь их ожидала незавидная. Николай, проникнувшись сочувствием к судьбе сестер, решил пожертвовать им все доставшиеся от родителей средства. Под покровом ночи он подкрался к дому бедняков и бросил в распахнутые окна по мешочку золота. Но в комнате младшей сестры ставни оказались закрыты. Тогда епископ совершил поступок, не подобающий его сану, — взобрался на крышу и кинул оставшиеся деньги в дымоход. Девушка сидела у камина и сушила шерстяные носочки, в них-то и угодил «дар небес». С тех пор христиане всего мира на Рождество делают друг другу подарки.
 

В храме
 

Земной путь святителя Николая прервался 6 декабря 343 года в Мирах. После смерти местные жители решили увековечить его память и на развалинах храма Артемиды построили часовню. В ней был установлен белый мраморный саркофаг с телом покойного. Фрагменты рельефа с изображением древнеримского храма и орнамент с растительным узором видны на мраморе до сих пор. Впоследствии часовню сменила церковь, исполненная как типичная византийская базилика. Однако природная стихия и войны не пощадили постройку. В течение веков ее не раз переделывали, и в конце концов от первоначального облика практически ничего не осталось.

Свой вклад в реставрацию церкви внесла и российская монархия, ведь святой Николай считается главным покровителем царского рода. В 1865 году территорию христианской святыни временно выкупили у османцев и выписали из-за границы архитектора Огюста Зальцмана. Благодаря его усилиям были восстановлены несколько фресок, над основным зданием надстроена крыша (заменившая несохранившийся купол) и возведена колокольня — ее хорошо видно из внутреннего дворика храма. Правда, колокол в церкви так никогда и не звучал. К сожалению, вскоре после начала реставрации возобновились военные действия на Черном море, и работы пришлось прервать. О пребывании россиян теперь напоминает мраморная плита, на которую нанесена надпись на старославянском языке, славящая Николая и его дух.

Вообще в церкви несколько саркофагов, в них покоятся те, кто пожертвовал храму все свои деньги и принял монашество. А саркофаг святого Николая находится в южном нефе за прозрачной стеклянной перегородкой.

Когда идет служба, основное действие разворачивается в центральном нефе — бывшем наосе (главное помещение греческого храма). Во времена язычников здесь располагался алтарь, огороженный с четырех сторон колоннами. На нем была установлена статуя Артемиды. В христианскую эпоху ее сменили пьедестал, на который водружали трон епископа, и ряд мест для священников.

Во внутреннем дворике храма выложены артефакты, найденные при раскопках: части греческих колонн, античный жертвенник, одновременно служивший солнечными часами, мраморные плиты. Из них особенно интересна та, на которой изображен мальтийский крест, заканчивающийся якорем, — лишнее доказательство причастности покровителя моряков Николая к этому месту. Но в первую очередь подтверждением тому служат две статуи святого перед церковью. Одна — с поднятыми в благославляющем жесте руками — подарена российскими властями к 2000-летию Рождества Христова. Автор памятника — Григорий Потоцкий. На другой, исполненной турецкими мастерами, Николай окружен детишками. Такой образ, пожалуй, более всего соответствует нашим представлениям о добром дедушке, прихода которого в праздничный зимний день будет ждать еще не одно подрастающее поколение.


КСТАТИ
 

Светлана Смирнова, выпускающий редактор журнала «Туризм и отдых»:
 

«В церковной лавке при храме Святого Николая можно купить иконы и свечи. Православные иконы сюда привозят с греческого Афона, католические — из итальянского Бари. Есть также иконы из Иерусалима, написанные на куске кожи.

Самая популярная икона — «Мирликийское Чудо». В центре ее изображен святой Николай, над его левым плечом — святая Мария, протягивающая омофор, над правым — Иисус с Евангелием в руках. Откуда пошла такая иконография?

На первом Вселенском христианском соборе в Никее (325 год) епископ Николай представлял область Ликия. Благочестивое собрание было созвано, чтобы решить, кем является Иисус — сыном Божьим или пророком. По легенде, в пылу спора Николай ударил александрийского епископа Ариуса, выступавшего за признание Иисуса человеком. За такой проступок над ликийским священником нависла угроза лишиться сана. Однако ночью большинству участников собора приснился один и тот же сон: они увидели Николая, к которому с правой стороны подходил Христос с Евангелием в руках, с левой — святая Мария с епископским омофором. Священники поняли, что сам Бог покровительствует Николаю, и оставили его в епископском сане. Это событие и послужило темой для иконы.

Также стоит обратить внимание на икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» довольно редкой иконо­графии — Мария изображена в полный рост, и у ног ее сосуд изобилия. Такую икону дарят новорожденной девочке для защиты от болезней, неудачного замужества, нищеты.

Все иконы в лавке освящены. Купленный образок принято приложить к саркофагу таким образом, чтобы лик святого был обращен к верующему. Перед саркофагом можно зажечь свечи, а помолившись, их нужно загасить и забрать с собой. Формально в те дни, когда нет службы, женщинам разрешено находиться здесь с непокрытой головой, но из уважения к личности святого лучше накинуть на волосы платок».


"Туризм и отдых" №20 25.05.2009


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.