Эдем в Индийском океане

Эдем в Индийском океане

Сейшелы: L'Elisir d'amore

Рассказывают, что английский генерал Чарльз Гордон, высадившись на Сейшелах в 1881 году с целью разработки оборонительных сооружений, был так очарован красотой этих островов и гостеприимством местного населения, в особенности креолок, что назвал архипелаг «остатком Эдемского сада». В морской кокосовой пальме он увидел Древо Познания, а в хлебном дереве —Древо Жизни. Забыв о фортификациях, генерал принялся рисовать подробную карту «Эдема», на которой обозначил все четыре райские реки из Книги Бытия: Тигр, Евфрат, Нил и Иордан.

Сто лет спустя другой художник, Франсуа Летерье, избрал архипелаг для съёмки своей картины «Прощай, Эмманюэль», — фильм показал не только прелести Сильвии Кристель, но и райскую природу всё ещё мало известных широкому зрителю Сейшел. Кстати, роскошный дом Эмманюэль впоследствии стал резиденцией главы республики. И это понятно: экзотика и повседневность в этом крошечном государстве, затерянном в Индийском океане, соседствуют друг с другом под одной крышей.

Ничто так кратко и доходчиво не рассказывает о нраве и характере народа, как его поговорки. У сейшельцев, то есть у сейшельских креолов — потомков белых колонистов, чёрных рабов и индийских торговцев — любимых поговорки две: «Никогда не делай того, что можно сделать завтра» и «Бог возделывает урожай, а сейшелец его собирает». Характерной чертой сейшельцев является беззаботность — они искренне убеждены, что созданы не для труда, а для отдыха. В самом деле: зачем обрабатывать землю, когда она и без того щедра? Кокосовые орехи и папайя, авокадо и дыни, грейпфруты и ананасы, бананы пятнадцати сортов и стольких же сортов манго — чтобы всё это получить, достаточно всего лишь протянуть руку. (Правда, для поимки краба нужно поковыряться между камнями, а за рыбой необходимо даже выйти в море — но ведь если совсем ничего не делать, то можно свихнуться.)

Сейшелец не копит денег. Даже без единой рупии в кармане он живёт одним днём, не задумываясь о будущем. Клочок земли, несколько деревьев (банановых, хлебных, кофейных, молочных, лимонных, апельсиновых, сливовых или яблочных...), лодка и хижина, покрытая пальмовыми листьями — вот всё, чем довольствуется уроженец Эдема.

Если здесь и процветает какой-либо культ, так это культ плотских наслаждений. И это не признак «отсталости» и не следствие падения нравов, а своего рода национальная традиция. Посему сейшельская семья имеет весьма расплывчатые очертания: три четверти детей рождаются вне брака, а отцовство признаётся только в половине случаев (что не мешает креолам оставаться добрыми католиками). «Сейшельские острова — это острова любви. Здесь не производят ничего, кроме детей, — с удовольствием докладывал в Версаль исследователь архипелага Анри де Монфрейд и, как бы развивая свою мысль, добавлял: — Женщины здесь великолепны, но у них есть одна слабость — они слишком сентиментальны». Другой, не менее авторитетный и пытливый этнограф, Але Вог выразился определённее: «В креольских женщинах достаточно французского, чтобы иметь хорошую фигуру, английского, чтобы отличаться хорошими манерами, азиатского, чтобы быть экзотичными, и африканского, чтобы таить в себе очарование дикарства».

Несомненно, здешний народ — самый приветливый в мире. Некоторые учёные объясняют это тем, что креолы почти не употребляют в пищу мясо теплокровной дичи. Сейшельская кухня по-монастырски скромна: суп из тектека (небольших ракушек), пюре из красной чечевицы, осьминог, куриный бульон, кат-кат из бананов (то есть сваренных в кокосовом молоке) , трулулу (то бишь крабы), пюре из жирамона (род дыни), кокосовая нуга, засахаренные билимби (мелкие корнишоны), тушёный банан Сен-Жак, плоды хлебного дерева (кто вкусит этих плодов, тот непременно вернётся на Сейшелы), ну и, конечно же, рыба — от «попугаев» и «буржуа» до скатов, тунцов и акул. При этом в качестве гарнира выступает исключительно рис. Из питья же предлагается чай с ванилью из белой орхидеи, местное светлое пиво, которое подаётся почему-то тёплым, или кала — перебродивший кокосовый сок, собранный из стебля цветка в бамбуковое ведёрко и отдалённо напоминающий молодое вино. В лавках калу купить практически невозможно, ещё труднее достать бакку — довольно крепкий напиток из сахарного тростника, — производство спиртного в стране строго лицензировано. Но это отнюдь не мешает его свободной продаже с наступлением темноты под кокосовыми пальмами прямо с рук.

Рассказывая о Сейшелах, преступно было бы только упомянуть о кокосовой пальме — она занимает чуть ли не половину территории государства. Креолы называют пальму деревом, ниспосланным самим провидением. В ней используется всё: из листьев строят крыши и ограды, из жил этих листьев вяжут метлы, плетут корзины и шляпы. Стволы идут на строительство жилищ, а смешанная с землёй кора — прекрасная почва для выращивания орхидей. Кокос используется в медицине: кокосовое масло и толчёная скорлупа снимают боли, отвар из корней пальмы — отличный антисептик; из ореха добывают копру, область применения которой невероятно широка: ею набивают матрасы, из неё производят мыло и маргарин, уголь для фильтров противогазов и порошок для удаления нагара в реактивных двигателях...

О кулинарных «достоинствах» кокосовой пальмы можно писать поэму: это кари и шатини, нуга и шербеты, бесчисленные соусы и хмельная кала — креольская кухня немыслима без кокоса. Разумеется, в пищу идёт и сама сырая мякоть ореха, а также кокосовое молоко, всегда холодное и чрезвычайно полезное. Но наиболее изысканным блюдом является салат из мякоти молодых побегов, которые растут на самой верхушке пальмы. Для того, чтобы добыть эти побеги, необходимо завалить по крайней мере сорокалетнее дерево! Недаром этот деликатес называют «салатом миллионеров».

Впрочем, и он всего лишь рядовая закуска в сравнении с желе из морского кокоса, которое может позволить себе не всякий миллионер. И здесь мы подходим к самому интересному и самому дорогому, что есть на Сейшелах — морской кокосовой пальме. Морская кокосовая пальма (а надо заметить, на островах растёт целых шесть видов пальм) — уникальное творение тропической флоры. Эти деревья — эндемики, то есть растут только здесь и больше нигде на планете. Старейшим из них, достигающим высоты 35 метров, под тысячу лет! Креолы говорят, что «морскому кокосу требуется три года, чтобы прорасти, семь лет, чтобы достигнуть зрелости, четверть столетия до начала плодоношения, и немногим меньше миллиона лет для достижения максимального роста». Но даже не это поражает в пальме. Поражает её орех!

Знакомый уже нам Анри де Монфрейд, много повидавший на своём веку, не скрывал своего удивления: «Этот орех размером с большую круглую тыкву; он двойной, и два его полушария напоминают пару ягодиц, между которыми природе было угодно тщательно воспроизвести некоторые анатомические детали, наводящие на размышления».

Жан-Батист де Кенси, последний французский губернатор Сейшельских островов, дал не менее реалистическое описание в сообщении, адресованном в парижскую Академию наук: «При детальном изучении этого кокосового ореха можно видеть, что он с одной стороны похож на ягодицы. Разделяющий их промежуток напоминает естественную часть тела женщины. Там даже есть выступ, абсолютно похожий на одну из частей наружных половых органов женщины, а окружающие выступ маленькие волоски воспроизводят растительность. Из этого-то промежутка и выходит росток, который в первые дни, когда он не превышает 6 — 8 дюймов, чрезвычайно похож на мужской член... Именно это надо иметь в виду, чтобы опознать морской кокос, прелюбопытнейший благодаря своей оригинальности и формам».

Морской кокос таит в себе немало загадок. Например, почему это дерево растёт только здесь — на горстке крошечных островов, не распространяясь в Африку и Мадагаскар? Согласно принятой гипотезе, этому препятствует большой вес ореха — плод слишком тяжёл, чтобы плавать. Кроме того, для репродукции требуется по меньшей мере мужское дерево и женское дерево. Наконец, морская кокосовая пальма способна плодоносить только в сообществе себе подобных (интересно, что с момента опыления до появления плода проходит ровно девять месяцев!).

Таинственное происхождение, крайняя редкость и суперэротическая форма — этого было достаточно, чтобы орех вмиг оброс мифами и чтобы его наделили кучей достоинств. Ещё в начале нашего века морской кокос считался «отличным снадобьем против ядов, паралича, эпилепсии и многих нервных заболеваний», а также средством, облегчающим роды, и сильным афродизиаком, то есть возбудителем. Недаром же генерал Чарльз Гордон увидел в орехе «плод греха», а ботаник Коммерсон, впервые описавший его с научной точки зрения, дал ему родовое название Lodoicela — в честь Людовика XV, известного женолюба.

По поводу же происхождения легенда гласила, что необычные орехи являются плодами больших подводных деревьев (откуда и название), и что они иногда выбрасывались морем на берега Явы, Суматры и Мальдивских островов. Совсем как серый янтарь, морские кокосы сразу стали собственностью королей и султанов; если туземец, нашедший орех, осмеливался оставить его себе, ему отрубали руку. Из-за этих орехов ссорились монархи и затевались войны. Известно, например, что император Священной Римской империи Рудольф II предлагал за один орех 4000 золотых флоринов наследникам голландского адмирала Волферта Херманссена (который, в свою очередь, получил его от султана Бантама в 1602 году за то, что спас столицу султана от португальского флота) — но ореха так и не получил. Некоторые орехи, оправленные в золото и серебро, и ныне украшают мировые музеи.

Сегодня единственная на планете роща морских кокосов находится на острове Праслин и занимает всего 20 га — долина Маэ, являясь последним святилищем этой «королевы кокосовых пальм», включена ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Морская кокосовая пальма удостоена всех почестей: она красуется на гербе Республики Сейшельские Острова, а её орех национализирован. Государство строжайше контролирует торговлю этим творением, тем более что природа и без того производит совсем немного — всего около 3000 экземпляров в год. Покупая орех, необходимо получить специальное разрешение на его вывоз.

Однако чтобы вкусить «греховного плода», вовсе необязательно его покупать! Достаточно приобрести бутылку знаменитого креольского ликёра «Кокос любви», в состав которого, помимо спирта сахарного тростника, сахара и кокосового молока, входит сок морского кокосового ореха. Без этого ликёра не обходится ни один праздничный стол на Сейшелах. Громадным спросом ликёр пользуется и у туристов.

Автор рецепта Иоахим Кваст говорит, что идею «Кокоса любви» ему подсказали две его дочери, которые, интересуясь художественным стеклом во время учёбы в Германии, создали бутылку, по форме напоминавшую женскую особь ореха. «Приятная на глаз и на ощупь, она сама по себе была произведением искусства. Прекрасная форма требовала столь же прекрасного содержания, — говорит Кваст. — На составление рецепта у меня ушло пять лет».

Винодел утверждает, что ему удалось найти рецепт легендарного L'Elisir d'amore — его напиток как никакой другой возбуждает чувственность, в особенности у прекрасного пола. Главное, пить в чистом виде.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.