История Кубы


Одна из самых драматичных историй человеческой цивилизации предстала перед нами в результате археологических исследований на территории Кубы.

Как выяснили ученые, каждый жизненный цикл этого тропического острова был отмечен актами захватов, завоеваний, жестокой эксплуатации и практически полным уничтожением прежних обитателей.

Удалось установить, что до конца 15 века на протяжении 4–х тысячелетий коренными обитателями этой земли были теперь уже исчезнувшие индейские народы. Они не были организованы в государство, обеспечивали свою жизнь посредством примитивных форм деятельности: рыбной ловли, охоты на животных, сбором растений.

Наступление на их самобытность началось с приходом на острова Кубинского архипелага индейцев-араваков с северного побережья Южноамериканского материка. Они были более развиты и сильны, благодаря чему смогли покорить аборигенов и превратить их в рабов. Постепенно культура древних островитян размылась в новом более развитом обществе, а сами аборигены вымерли в условиях нищеты и непосильного труда.

Впрочем, к концу 15 века, когда это произошло, над головами первых захватчиков собирались тучи трагических перемен – ветры Атлантики уже раздували паруса кораблей Христофора Колумба. Кубинцев насчитывалось не менее 200 тысяч человек, но они совершенно не были готовы к встрече с высокоразвитой агрессивной культурой, вооруженной не только алебардами, но еще и неистовой жаждой наживы, а также фанатичной миссией вживления католицизма в тело мира.

Считается, что первооткрывателем Кубы был Христофор Колумб, но великий мореплаватель, покидая корабельную шлюпку, искренне считал, что ступает по земле нового континента, не подозревая, что причалил к острову.

Через 6 лет его ошибку исправил другой испанский мореход – Себастьян Окампо, обойдя по кругу остров на своем корабле. Однако испанским первопоселенцем на Кубе считается Диего Веласкес, обосновавший в 1512 году колонию на побережье восточной части острова. Уже через три года там появилось семь новых поселений, и среди них – Гавана.

Конкистадоры преодолели тысячи морских миль в поисках невиданных сокровищ, но...золота на Кубе не оказалось. Так что же задержало колонизаторов на острове более, чем на 400 лет? Ответ достаточно прост и одновременно парадоксален: война.

Война для защитников веры христовой в те суровые времена была смыслом существования, индульгенцией от всех грехов, оправданием безуспешных походов перед королями. Поэтому, когда попытки поработить индейцев, заставить их гнуть спины на сахарных плантациях натолкнулись на мощное организованное сопротивление, испанцы с удовлетворением приступили к привычной ратной забаве. Во главе индейских отрядов встали отважные вожди Атуэя и Гуама, которые объединили племена в борьбе за освобождение. Эти люди действительно отличались большой отвагой – об этом говорит хотя бы тот факт, что к 1537 году из 200 тысяч индейцев осталось только 5 тысяч. По всей видимости, большая часть предпочла погибнуть от рук оккупантов, нежели стать их рабами. Остальные вымерли от непосильного труда.

К этому времени испанцы уже прижились на острове, обзавелись хозяйством, нарушились ранее жесткие связи с метрополией. Они вошли во вкус, осознав себя хозяевами опустевшего острова, и были полны желания закрепить свои позиции в Новом Свете. Теперь у них были рабы, привезенные из Африки, а тростниковые плантации простирались все дальше вглубь острова.

К 1656 году Куба органично вписалась в систему колониальных территорий Вест-Индии и существовала уже в статусе генерал-капитанства, как часть Испанского королевства. Ширился поток эмигрантов из Европы, в 1670 году нахлынула целая волна испанских колонистов с Ямайки, перешедшей во Владение Великобритании. В начале 19 века подобное же событие заставило перебраться на Кубу очередную значительную партию испанских переселенцев из Санта-Доминго.

К середине 17 века хозяевами острова стали крупные латифундисты – владельцы огромных земельных наделов и тучных стад крупного скота. Но следующий 18 век принес перемены в дифференциации хозяйства территории: быстрыми темпами развивалась торговля сахаром и табаком, ставшая более выгодным занятием, чем скотоводство.

Метрополия не слишком считалась с интересами колонии, требуя для себя львиную долю доходов, что повлекло возникновение на Кубе такого явления, как контрабанда. Этому способствовали и позиции кубинских портов, являвшихся транспортными узлами всех испанских транзитов. Разомкнуть удушающие объятия метрополии помогли, как это ни странно, англичане. Великобритания разбила флот Испании, захватила Гавану и занялась интенсивной торговлей на Кубе. Воздух свободы питал гаванские порты только год, но этого хватило для установления новых традиций. Когда в 1763 году Гавана была возвращена под юрисдикцию Испании, свои монопольные позиции короне вернуть уже не удалось. Продолжали разворачиваться торговые процессы между Кубой и странами Европы, а затем и Соединенными Штатами. Это стимулировало дальнейшее расширение производства колониальных товаров.
 
Дальнейшие события, а именно, военные действия 1810-1826 года, предпринятые кубинскими латифундистами под руководством Аранго-и-Пареньо, достигли своей цели: их требования в сфере управления колониями и перераспределения прибылей от торговли Испания была вынуждена удовлетворить. В результате к 1818 году торговые отношения на Кубе получили мощный импульс к развитию – теперь местные негоцианты могли торговать свободно, их права не ограничивались монопольными требованиями со стороны Испании.
 
Куба все больше приобретала признаки самостоятельного государства, это проявлялось и в молниеносном жестоком подавлении любых проявлений недовольства со стороны рабов – как это случилось в 1812 году. Но ход мировой истории налагал свой отпечаток на жизнь острова. Несомненно, большую роль в дальнейшей его судьбе сыграла Гражданская война и последовавшее за ней уничтожение рабства в США в 1861-1865 годах. Эти события подхлестнули непрекращающийся процесс борьбы за независимость на Кубе. Северный сосед исподволь помогал кубинским повстанцам, поставляя им оружие и добровольцев. Тем не менее, освободительная Десятилетняя война 1868-1878 гг., принесшая на остров беды и разрушения, не принесла победы борцам за независимость. Они вынуждены были пойти на переговоры с колониальными властями, и объявили перемирие на условиях смягчения колониального режима. Соответствующий договор был подписан в Санхоне в 1878 году.

Но это была мгла перед самым рассветом: уже через восемь лет Куба навсегда распрощалась с формальным рабством, а в 1893 году гражданские права стали распространяться и на чернокожих жителей Кубы.

Впрочем, положение работников, если не цепями, то нищетой прикованных к плантациям, оставалось очень тяжелым. На острове процветало злоупотребление властей своими полномочиями, взяточничество, непомерно возросли налоги и общее административное давление на население. Все это послужило причиной для нового мощного освободительного восстания в феврале 1895 года. Во главе армии повстанцев стояла Кубинская Революционная партия и ее лидер Хосе Марти, погибший в одном из первых боев этой кровавой войны. Знамя революции было перехвачено его сподвижниками Максимо Гомесом и Антонио Масео. Начиная с осени 1895 года армия под руководством этих генералов победоносно прошла через весь остров. Колонизаторы перенесли нешуточные испытания и ощутили, что такое революционная ненависть. Через два года после начала военных действий в конце ноября 1897 года Испания вынуждена была пойти на серьезные уступки, предоставив Кубе права автономии. Но освободителей этот статус не устраивал – они хотели абсолютной независимости. В результате непрекращающихся боев практически весь остров был очищен от испанских войск, которые были оттеснены на самое побережье к портовым зонам. В начале осени 1897 года была сформирована первая Конституционная Ассамблея, которая объявила народу Кубы и всему миру, что отныне Куба является независимой республикой, скинувшей с себя колониальный гнет.

Независимость требовала защиты, завоевания следовало удержать и укрепить обороноспособность молодого государства. В этом кубинским революционерам помогли Соединенные Штаты Америки. Американцы не забыли того, как испанцами были повешены 40 членов экипажа, перевозившего оружие для повстанцев в период десятилетней войны. Другим поводом стала диверсия в отношении американского военного судна в порту Гаваны.

Война была объявлена в апреле 1898 года, но боевые действия длились всего 4 месяца: Испания капитулировала 12 августа. Американцы были последовательны – они добились от Испании подписания мирного договора, в соответствие с которым остров Куба становился подконтролен США. Парижский договор 1898 года определил для Кубы американское опекунство в течение следующего двадцатилетия.

По инициативе и при непосредственном участии теперь уже американских оккупационных властей в ноябре 1900 года были предприняты действия по институализации Кубинской Республики: созвано Учредительное собрание и выработаны основы конституционного устройства. С февраля 1901 года первая кубинская Конституция вступила в действие, а в конце года прошли президентские выборы, которые определили первого главу новорожденной республики – им стал Теодор Эстрада Пальма.

Естественно, американцы не стали играть в благотворительность, а заложили в основной закон республики положение о своем праве на участие во внутренней политике Кубы (поправка Платта) – что коренным образом определило характер дальнейших отношений между этими странами. И, хотя в 1902 году состоялось провозглашение независимости Кубы, республика оказалась в полной зависимости от своих северных «благодетелей».

Становление политической системы и гражданского общества на Кубе происходило бурно, борьба кланов за власть едва не спровоцировало новую войну на острове в 1905 году.

Перепуганный президент Пальма опять запросил помощи у США, которые, пользуясь поправкой Платта, ввели свои военные корабли и пехоту на территорию Республики. Руководил миротворческой кампанией министр обороны США Уильям Х. Тафт, который непосредственно участвовал в формировании временного правительства и назначении своего соотечественника Чарльза Мэгуна губернатором Кубы в октябре 1906 года.

Под американским кураторством в конце 1908 года был избран и новый президент - генерал Хосе Мигель Гомес, но он не смог стать гарантом благополучия и покоя в стране: опасные политические события продолжали нарастать.

Между тем, маленькая Куба оказалась втянутой в глобальные мировые процессы начала 20 века – она включилась в сценарий Первой Мировой войны, как элемент Антанты. В соответствие с союзническими требованиями 7 апреля 1917 года Куба заявила о начале военных действий против Германии. В ответ на это внутренняя либеральная оппозиция в стране активизировалась, что заставило правящее консервативное крыло вновь просить помощи у Соединенных Штатов. Американцы с готовностью пришли на помощь – перебросили на остров войска, усилив этим свои - и так достаточно веские – позиции. Теперь они осуществляли не только политическое, но и военное давление на внутренние процессы республики Куба. Такое положение сохранялось вплоть до 1922 года.

Следующий лидер страны, генерал Хосе Мачадо, стал диктатором при помощи американцев в 1925 году. Он честно выполнил обязательство, данное «хозяевам» - объявил вне закона коммунистическую партию Кубы. Но затем он попытался реформировать экономику, начав с транспортной инфраструктуры. Это было удачное решение – новые дороги дали импульс развитию въездного туризма.

Загнанная в подполье оппозиция накапливала энергию и пользовалась широкой поддержкой среди населения. Социалисты стали главной дестабилизирующей силой политической системы. Вокруг них создавались разнообразные политические группировки, ассоциированные с армией. В 1933 году «политический нарыв» вылился в военный переворот, приведший к изгнанию президента Мачадо. Его сменил Карлос Мануэль де Сеспедес-и-Кесада, но он недолго продержался в президентском кресле. 4 сентября студенты и социалисты объединились с военной группой Фульхенсио Батисты, чтобы свергнуть Сеспедеса и посадить в кресло президента Рамона Грау Сан-Мартина, профессора медицины столичного университета, ставшего впоследствии творцом Кубинской революционной партии. Америка жестко отреагировала на это самоуправство – закрыла свои рынки для торговли кубинским сахаром. Фактически это была первая экономическая блокада, объявленная США Кубе. Тогда это подействовало – страна сразу ощутила дыхание нищеты и смерти. Батиста отступил, убедив Грау выйти в отставку в январе 1934 года, и назначил вместо него полковника Мендьета-и-Монтефур – временно, до проведения выборов. Но американцев это назначение вполне устраивало, они тут же признали его статус и в поддержку его власти пошли на отмену знаменитой поправки Платта в Конституции Кубы, оставив на острове лишь одну базу Гуантанамо. Таким образом, играя в поддавки с Америкой, Батиста добился важнейшей для Кубы победы.
 
Однако полученная независимость не спасла Кубу от испытаний безработицей и голодом в годы Великой Депрессии (1929-1933). Восьмая часть населения потеряла работу, в стране царила нищета. Положение усугублялось непрекращающимися политическими распрями и переворотами. Пришедшего к власти в 1940 году Батисту, харизматичного лидера, пользовавшегося славой несгибаемого борца за освобождение, поддержали коммунисты и Кубинская революционная партия. Главным конкурентом в борьбе за президентское кресло был когда-то смещенный им бывший президент Рамон Грау Сан-Мартин. В 1946 году Грау во главе партии «аутеников» сумел отыграться, добившись большинства на парламентских выборах. Это повлияло на дальнейшие политические и экономические преобразования.

К президентской власти пришел единомышленник Грау, бывший в 1934 году министром труда в его правительстве, Карлос Прио Соккарас. Впервые высшее руководство страны приступило к системным экономическим реформам. В годы правления Саккараса Куба обрела Национальный банк и собственную национальную валюту вместо имевшего хождение доллара.

Но Батиста не стал бы Батистой, если бы не попытался взять реванш. 10 марта 1952 года, в свойственной ему лихой манере, он с группой офицеров провел успешный политический переворот и получил власть над страной на последующие семь лет. Безусловно, это была диктатура, не смотря на применяемую изощренным политиком Батистой конституционную терминологию. Он был беспощаден к врагам и хладнокровно уничтожал всех, кто мог навредить его абсолютной власти. Источники называют цифры от 10 до 20 тысяч расстрелянных им кубинцев. Кубу захлестнула волна беззакония и насилия, которая послужила рождению нового освободительного движения во главе с Фиделем Кастро Рус.

В первый день нового 1959 года небольшая, но хорошо организованная группа повстанцев во главе с  Фиделем Кастро захватила столицу республики. Семилетняя диктатура Битисты пала. Кубинцы с восторгом встретили победителей: настрадавшись от рук палачей Батисты, они видели в Кастро и его сподвижниках не только освободителей, но и спасителей.

Однако освободительная армия не была однородной по своему политическому составу. Среди них были сторонники восстановления демократии, основанной на общечеловеческих ценностях и свободном рынке, на суверенности политики и независимости от мировых идеологических течений. Другая часть повстанцев, костяк которой составляли Рауль Кастро и Эрнесто Че Гевара, стремилась к интеграции в лагерь социалистических стран с применением последовательной идеологии марксизма. Фидель принял сторону брата.

Куба поверила Кастро и социалистическим идеям, которые он проповедовал, она выбрала свой путь развития на длительный период вплоть до нынешних дней.

Социалистические преобразования начались в 1959 году с тотальной национализации американских предприятий и земельной реформы. Правительство США пришло в неистовство, потеряв многолетний контроль над Кубой, и тут же расторгло дипломатические отношения. Американские спецслужбы попытались воспользоваться недовольством пострадавших от революции оппозиционных сил. На территории США, Гватемалы и Никарагуа были сформированы военные лагеря, где велась подготовка к высадке на остров. Но ход истории тогда переломить не удалось – 17 апреля 1969 года отряды оппозиционеров были уничтожены армией Кубы. С тех пор Америка использует в борьбе с Кубой только экономические методы – ограничивая рынки сбыта национального товара, снижая степень инвестиционной привлекательности кубинских проектов, блокируя поставки на остров продуктов питания, лекарств, энергетических ресурсов и многого другого.

В частности, в 1962 году США вывели Кубу из Организации американских государств под предлогом того, что Кастро поддерживает оппозиционное движение в Венесуэле. В отношении Кубы были предприняты торговые санкции. СССР, как союзник Кубы, в ответ на действия США разместил на острове ракетные установки. Для США это послужило сигналом к началу военного устрашения: они перекрыли подступы к Кубе своими военными кораблями с орудиями, направленными на Гавану. Советский Союз отступил и убрал ракеты в обмен на снятие блокады. Это был так называемый «кубинский кризис» - одна из самых опасных ситуаций в истории цивилизации – когда весь мир балансировал над бездной ядерной катастрофы.

В последующие десятилетия Куба придерживалась и придерживается последовательной социалистической концепции своего развития. Даже уход в 2008 году из руководства страны общенародно признанного национального лидера, каковым являлся Фидель Кастро, не повлекло за собой заметных перемен в политике. Приемником Фиделя стал его проверенный в боях брат Рауль – также пользующийся большим авторитетом у населения.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.