Туристическое агентство «Планета Сказок»

Архитектура Рима

Архитектура Рима

От Пантеона до барокко

Строившийся многие века, Рим может похвастать такими архитектурными шедеврами, как Пантеон, Колизей, церковь Иисуса, дворец Палаццо Массимо, фонтан Треви. Но в Вечном городе еще есть множество арен, форумов, храмов, амфитеатров, цирков и терм, заслуживающих самых высших похвал.

Хотя Рим строился веками, многие современные дома и улицы восходят к концу 16 - началу 17 вв., когда началась планомерная застройка. Именно в это время римские папы, включая самых известных - Сикста V и Урбана VIII, выдвинули основной принцип городской планировки с сетью улиц, радиально расходящихся от крупных площадей. Такой подход утвердился после разорения Рима германскими войсками Карла V в 1527. Система радиальных улиц, созданная при Сиксте V и его преемниках, отчетливо выражена вокруг Пьяцца Квиринале, на которой находится Квиринальский дворец - официальная резиденция президента Италии (в прошлом это был папский, а затем королевский дворец). Другой пример - длинная улица, ведущая от лестницы на площади Испании к собору Санта Мария Маджоре. Даже в наши дни в архитектурном облике города с его соборами, дворцами и фонтанами доминирует характерный для 17 в. стиль барокко.

Постройки древнего римского форума неплохо сохранили свой первоначальный внешний вид до настоящего времени. Здесь можно обнаружить весьма оригинальное сочетание языческой архитектуры (храмовых зданий, домов служителей богов и др.) с более поздними сооружениями эпохи христианства. Согласно античным легендам, на территории древнего форума был погребен первый царь римлян — Ромул. Большую часть построек форума туристам разрешается осматривать только снаружи, но тем не менее они представляют собой впечатляющее зрелище. Пантеон, или «храм всех богов», был построен еще в дохристианские времена. Это здание представляет огромный интерес как истинный шедевр древнеримской архитектуры. В период Средневековья в Пантеоне располагалась христианская церковь. В наши дни приезжающие в Рим туристы имеют возможность осмотреть окрестности Пантеона и совершить прогулку внутри данного сооружения.

Цезарь, убитый в результате заговора республиканцев, был кремирован на Форуме, и на месте его кремации водружена колонна, в 29 г. до Р.Х. заменённая, по повелению Августа, храмом Цезаря — самый первый случай обожествления императора. От храма сохранились только остатки подиума и трибуны.

В период Античности римскими императорами уделялось огромное внимание строительству театров, в которых организовывались массовые публичные зрелища. Обычно они устраивались в дни праздников. В I в. до н. э. в Риме были возведены большие театры в форме полукруга: один из них рассчитан на 7,7 тыс. человек, второй — на 14 тыс. человек и третий — на 27 тыс. человек. Театры использовались для балетных и комедийных постановок; посещение подобных зрелищ стало излюбленным занятием горожан. Несколько позже в Риме приступили к строительству амфитеатров — сооружений, в центре которых находилась круглая площадка, или арена. Амфитеатр являлся местом для проведения гладиаторских боев — ярких, захватывающих зрелищ, предназначенных для развлечения городской публики в античные времена. Одним из знаменитых римских амфитеатров является Колизей, рассчитанный на 50 тыс. зрителей.

Стены Колизея состояли из четырех ярусов. В верхнем ярусе находились окошки в форме квадрата, перемежавшиеся глухими простенками. Простенки, как правило, украшались бронзовыми пластинами, покрытыми позолотой. Три нижних яруса были выполнены в виде аркад. В арках второго и третьего ярусов размещались скульптуры, а на самом нижнем ярусе находились торговые лавки: их владельцы наперебой зазывали праздных горожан полюбоваться предстоящим увлекательным зрелищем. В стенах верхнего, четвертого яруса делали отверстия, в которые вставлялись специальные стержни, предназначенные для укрепления огромного тента, предохранявшего зрителей амфитеатра и участников массовых зрелищ от дождя или жарких солнечных лучей. Амфитеатр оборудовали особыми механическими приспособлениями, при помощи которых можно было заливать арену водой во время представлений, имитировавших морские сражения, опускать и поднимать клетки с животными или убирать трупы.

В Колизее под полом и ареной находились подземные палаты, где перед выступлением отдыхали гладиаторы. Были времена, когда деревянный настил римского Колизея убирался, а все основание площадью шесть акров заполнялось водой. Это позволяло организовывать здесь военно-морские сражения.

В античных театрах существовала примерно такая же система пропуска зрителей в зал, что и в современных заведениях подобного рода. Так, для того чтобы получить право занять одно из сидячих мест для зрителей, нужно было сначала приобрести билет с номером места (билеты, как правило, распределялись среди приближенных императоров или магистратов). Соответственно, места для зрителей в амфитеатрах также нумеровались. Те зрители, которые пришли в театр без билета, вынуждены были смотреть представление, стоя на верхнем ярусе амфитеатра. Для императорской семьи выделялась специальная, наиболее удобная ложа в хорошо защищенном от яркого солнца месте. Помимо зрелищ в Колизее, весьма популярными у римлян являлись гонки на колесницах. Такие представления устраивались в цирках — сооружениях в форме подковы. В античные времена в Риме были построены три цирка. Наиболее известным из них считается Циркус Максимус, который был сооружен неподалеку от Палатинского холма. Строительные работы завершились при императоре Траяне: в это время цирк вмещал в себя свыше 250 тыс. человек.

В античный период большое значение приобрело строительство терм, или общественных бань. Здания терм, которые в настоящее время являются памятниками архитектуры, декорировались статуями, мозаичными картинами, фресками и т. п. Бани сооружались и украшались в период правления императоров Августа, Нерона, Тита, Траяна, Каракаллы, Александра Севера, Диоклетиана и Константина. Самыми известными считаются римские термы, построенные при Каракалле (начало III в. н. э.) и Диоклетиане (конец III в. н. э.). Термы представляли собой громадные бетонные здания с большими сводами. Внутри располагались помещения, предназначенные для купания, с бассейнами, наполненными теплой, горячей и холодной водой. Купальни были отапливаемыми: горячий воздух, поступавший по трубам в помещение, способствовал постоянному поддержанию высокой температуры, поэтому термы принимали посетителей даже зимой. Помимо купания, в термах можно было проводить часы досуга, отдыхать, беседуя с друзьями, заниматься гимнастическими упражнениями.

Интересный факт – термы одновременно вмещали до 1600 человек. Система входов строилась с учетом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. После падения империи термы были разрушены невежественными варварами. В Средневековье банная культура пришла в упадок, а ее редкие приверженцы даже подвергались гонениям.

В конце XVI — начале XVII в. в Риме началась планомерная застройка улиц и площадей. Примером системы радиальных улиц может служить район, окружающий Пьяцца Квиринале, где расположен Квиринальский дворец. В нем в настоящее время находится официальная резиденция итальянского президента. В прошлые века это было здание сначала папского, а впоследствии королевского дворца. В архитектуре Рима преобладает стиль барокко, который был особенно широко распространен в XVII в. Самыми примечательными архитектурными сооружениями, принадлежащими к данному стилю, признаны церковь Святой Агнессы (архитектор Франческо Борромини); церковь Санта-Мария делла Виттория, где размещается скульптурная работа Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы»; Собор Св. Петра и колоннада, которые также являются выдающимися произведениями архитектора Бернини.

К числу архитектурных шедевров XVIII в. относятся такие сооружения, как огромная лестница на площади Испании, в которой насчитывается 137 ступеней, и великолепный фонтан Треви. Очень красивый фонтан был построен в начале XX в. на Пьяцца делла Република. В конце XIX в. началось возведение новых мостов через реку Тибр: они и сейчас радуют глаз местных жителей и прибывающих в город туристов. К достопримечательностям Рима наших дней можно отнести и широкий проспект Корсо Витторио Эммануэле. С этого проспекта можно полюбоваться прекрасными дворцами Вечного города: это Палаццо Канчеллерия и Палаццо Массимо алле Колонне. Неподалеку от Корсо Витторио Эммануэле находится и церковь Иисуса — уникальное сооружение, принадлежащее монахам-иезуитам.В конце XIX в. археологами были проведены работы по частичному восстановлению римского форума, а также грандиозного здания общественных бань, построенного при императоре Каракалле.

Вода в фонтан Треви поступает по древнему акведуку Аква Верго и считается самой вкусной в Риме. Согласно легенде, влюбленные, отпившие воды из трубочек, пресекающихся в конце, будут счастливы вместе.

Среди множества римских монументов выделяется памятник Виктору Эммануилу II, который являлся первым монархом объединенного Итальянского королевства. Этот памятник, находящийся на улице Пьяцца Венеция, был сооружен в конце XIX — начале XX в. На западном берегу реки Тибр, разделяющей город на две части, расположен замок Святого Ангела, вблизи которого в античные времена был выстроен мавзолей императора Адриана. Дворец правосудия — здание, представляющее собой типичный для Рима образец архитектуры начала XX в., находится неподалеку от мавзолея Адриана. Западный берег Тибра — излюбленное место прогулок горожан и гостей Рима. В этом районе города располагаются старинные церкви, причисленные к шедеврам римской архитектуры, — Санта-Чечилия и Санта Мария ин Трастевере. Примечательна также улица Императорских Форумов, восстановленная римскими архитекторами и реставраторами в 1930-е гг. и ведущая непосредственно к зданию Колизея.

Среди великолепных образцов архитектуры Рима XX в. стоит особо отметить сооружения, предназначенные для проведения спортивных состязаний и различных международных выставок. Например, форум, для строительства которого было использовано огромное количество белого мрамора, расположен неподалеку от улицы Виа Фламиния. Здесь, на территории этого форума, или спортивного комплекса, в 1960 г. проводились Олимпийские игры. Данный комплекс хорошо известен и за пределами Италии, во многих странах Западной Европы. Из числа современных зданий можно выделить железнодорожный вокзал Термини. К возведению этого сооружения приступили незадолго до начала Второй мировой войны (в 1938 г.), а окончены строительные работы были в 1950 г. Данный образец современной европейской архитектуры соседствует с развалинами древней городской стены — немой свидетельницы многовековой истории Рима.

Значительное место в римской архитектуре занимают соборы и церкви. Древние сооружения подобного рода периодически реставрируются; к тому же в последние десятилетия в городе были возведены и новые. Наиболее известными памятниками культуры в Риме считаются следующие соборы: Святого Петра, Святого Павла, папский кафедральный (Сан-Джованни ин Латерано), Святой Марии (Санта-Мария). В организации реставрационных работ, наряду с Министерством изящных искусств, принимали активное участие также и представители руководства Римско-католической церкви. Искусство средневекового Рима тесно связано с именами выдающихся итальянских художников Каваллини и Джотто. Период расцвета итальянской живописи и скульптуры приходится на эпоху Возрождения. В это время здесь создавали свои произведения такие мастера, как Рафаэль, Микеланджело, Перуджино и др.

В Риме более 300 церквей, около 120 больших фонтанов (всего более 1500), 23 дворца, 37 театров, около 600 отелей, более 1500 ресторанов и кафе.

Развитие римской архитектуры в стиле барокко обусловлено творческими достижениями Бернини и Борромини, проектировавших неподражаемые по красоте и совершенству линий здания. XVIII-XIX вв. стали периодом кризиса для римской архитектуры, поскольку в это время в городе было построено очень мало оригинальных и чем-либо примечательных сооружений. Исключение составляли лишь римские работы скульптора Кановы, прославившегося по всей Западной Европе. Бесценные памятники Античности и эпохи Возрождения привлекали в Рим не только туристов, но и знаменитых деятелей культуры. Среди художников и писателей, создававших свои произведения в Вечном городе, было немало и наших соотечественников. Так, в XIX в. здесь жили и творили художники С. Ф. Щедрин, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, писатель Н. В. Гоголь и др. В Риме работал над своими произведениями и датский сказочник Е -X. Андерсен.

К концу 19 в. благодаря археологическим раскопкам были расчищены Форум и Палатин, а также огромные термы Каракаллы. В период между 1885 и 1911 на Пьяцца Венеция был воздвигнут памятник первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. На западном берегу Тибра позади замка св. Ангела возвышается мавзолей императора Адриана. Неподалеку от него в 1890-1910 был построен массивный Дворец правосудия, а на месте полей и виноградников соседнего района Прати выросли жилые дома и магазины. В гражданской архитектуре начала 20 в. стали преобладать тяжеловесные помпезные здания, особенно характерные для фашистского времени (1922-1943). Лучше всего сохранил свой облик район Трастевере, тоже расположенный на западном берегу Тибра. Сюда любят приходить туристы, которых привлекают отличные рестораны и великолепные древние церкви, особенно Санта Мария ин Трастевере и Санта Чечилия. В 1932 была воссоздана Виа деи Фори Империали (улица Императорских Форумов) - широкий проспект от Пьяцца Венеция к Колизею. Для доступа к собору св. Петра на месте жалких и узких улочек была проложена широкая магистраль Виа делла Кончилационе. Она непосредственно выходит на площадь Св. Петра, где находятся обелиск, два громадных фонтана и великолепная колоннада работы Бернини.

Большое внимание уделялось строительству спортивных и выставочных комплексов, включая гигантский беломраморный форум, примыкающий к Виа Фламиния. Олимпийские игры 1960 проводились на этом стадионе и в районе Всемирной римской выставки. Эти два спортивных центра широко известны в Европе. Самым замечательным из новых сооружений в Риме является здание центрального железнодорожного вокзала Термини. Его строительство началось в 1938 и было завершено в 1950. Современный облик вокзала гармонично сочетается с находящимися поблизости остатками древнейшей городской стены.

Римско-католическая церковь и Ватикан наряду с министерством изящных искусств приняли участие в реализации проектов художественно-реставрационных и строительных работ. За последние годы было построено ок. 50 новых церквей и отреставрированы многие старинные церкви. Среди последних выделяются четыре главных римских собора: св. Петра (один из самых известных в мире), Сан Паоло фуори ле Мура (св. Павла за городскими стенами), Сан Джованни ин Латерано (папский кафедральный собор) и Санта Мария. Наиболее значительные раскопки в Ватикане были произведены под собором св. Петра после Второй мировой войны. Они увенчались открытием древнего римского кладбища с языческими и христианскими захоронениями. Предполагают, что там находится могила св. Петра.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.