Туристическое агентство «Планета Сказок»

Основные достопримечательности в Риме

Краткий путеводитель по Риму

Что нужно посмотреть обязательно

Обычно число туристов в Риме не превышает пяти миллионов человек в год. Однако в двухтысячном, юбилейном для всех христиан году в Риме, центре мирового католицизма, было беспрецедентное «нашествие»: тридцать пять - сорок миллионов гостей. Мэрия уже начала значительные работы по обустройству города. Новая линия метро связала Колизей с Ватиканом. Отреставрированы архитектурные памятники, открыт археологический парк, построены дорожные туннели и новые автостоянки. Общая стоимость работ оценивалась в 11000 миллиардов лир (около 6 миллиардов долларов США). Таким образом, Рим сравнивается по экономическим показателям с Миланом и Турином, которые идут впереди «вечного города», даже несмотря на то, что возле него построена «Тибуртина вэлли» — своеобразная копия знаменитой калифорнийской Силиконовой Долины, где сосредоточены крупнейшие компьютерные фирмы Италии.

Римский «Медный всадник»

В апреле 1997 года отмечалось 2750-летие Рима. К этому дню была завершена реставрация знаменитой конной статуи императора Марка Аврелия. Сооруженная в 180 году нашей эры, она представляет собой единственное дошедшее до нас конное изображение цезаря — полководца и философа, великого мыслителя античных времен.

Легенда гласит, что кто-то вложил в простертую длань всадника деревянный крест, и потому варвары, крушившие языческие символы Рима, пощадили статую, приняв ее за памятник Константину, первому христианскому императору. Это заблуждение сохранялось много веков, и лишь в 1480 году, сравнив изображение с чеканными профилями на римских монетах, ученые установили, что памятник посвящен легендарному Марку Аврелию из династии Антониев.

Марка Анния Катилия Севера, вошедшего в историю под именем Марка Аврелия, в возрасте 18 лет был усыновил император Антонин Пий. Получивший прекрасное образование Марк очень увлекся философией. Благодаря оставшемуся после его смерти сочинению «К самому себе» вошел в историю как император-философ. По воле случая, на многие века образцом для скульптур конных военачальников стала скульптура римского императора-философа.

А в 1538 году по распоряжению Папы Римского бронзовый памятник был перенесен с Латеранского холма на Капитолийский и установлен на площади, спроектированной великим Микеланджело. С тех пор Марк Аврелий стал местом настоящего паломничества, к его подножию принято приводить новобрачных. Любопытно, что в 1836 году было написано целых два «Медных всадника»: одновременно с петербургской поэмой Пушкина итальянский поэт Джоаккино Белли сочинил поэму, посвященную памятнику в Риме. Время не пощадило статую. Кислотные дожди и ветер разрушили позолоту и бронзу. Бомба, взорванная террористами на Капитолийском холме в апреле 1979 года, повредила монумент. В январе 1981 года Марк Аврелий переехал в реставрационные мастерские.

Но даже после восстановительных работ власти города не решились вновь выставлять памятник под открытым небом - пока он стоит в капитолийском музее в ожидании дня, когда для статуи будет сооружен особый павильон. А на пьедестал водрузили абсолютно точную, отлитую на монетном дворе бронзовую копию всадника. В день юбилея Рима весенний ветер сорвал со статуи белое покрывало, и перед восхищенными горожанами предстал Марк Аврелий Второй. Слишком новый, по мнению некоторых, но все же удивительно похожий на прежнего, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне». •

Площадь Венеции и здание Парламента

Площадь Венеции, сердце Рима и сердце Италии, свое название получила по имени Дворца Венеции, построенного в 1455 году по приказу Павла II (1461-1471), бывшего в те годы еще кардиналом Венеции. Павел II был очень щедрым и выстроил дворец такой красоты, какой до этого не знал христианский Рим. Это типичное сооружение начального периода Возрождения, характерное для перехода от замков ко дворцам. Площадь пользуется большой популярностью у туристов.

Огромное сооружение Алтаря Отечества (135 м ширина, 130 м длина и 81 м высота) заняло площадь, на которой до 1885 года располагался целый средневековый квартал с дворцами в духе ренессанса.

Во дворце были размещены художественные произведения. Памятник Виктору Эммануилу II (прозванный Викториан). Был воздвигнут как апофеоз независимости Италии. Спроектирован Джузеппе Саккони (1885-1911). Возвышается у подножия Капитолия и выполнен в явно неоклассическом стиле. И в самом деле, аллегорические группы, трофеи, колонны, барельефы, над которыми работали лучшие скульпторы, призваны показать античный римский стиль декорации во всем его блеске.

Венецианский скульптор Кьярадиа двадцать лет работал над конной статуей короля, которая после смерти скульптора была закончена Галлори. Массивные барельефы основания, олицетворяющие главные города Италии, были созданы Макканьяни, в течение долгих лет работавшим с Саккони в пластической декорации. Большой барельеф по краям Алтаря Отечества выполнен Дзанетти. Под статуей Рима находится могила Неизвестного солдата.

На вилле Боргезе

Мало найдется в мире художественных собраний, которые по своему богатству и разнообразию могут сравниться с коллекцией музея виллы Боргезе. Расположенная посреди прекрасного парка, эта вилла долго находилась на реставрации и как бы выпадала из обязательного туристического маршрута. Сейчас вилла Боргезе вновь предстала миру во всем своем великолепии. Дворец XVIII века вмещает в себя уникальное собрание живописи и скульптуры, начиная с античных времен. Когда-то по распоряжению Наполеона Бонапарта большая часть коллекции была передана парижскому Лувру, но затем она вновь стала пополняться, и сейчас список авторов работ, выставленных во вновь открытых залах виллы Боргезе, говорит сам за себя: Бернини, Вазари, Боттичелли Рафаэль, Перуджино, Караваджо, Рубенс, Ван Дейк, Тициан, Корреджо... Символом галереи стала знаменитая скульптура Антонио Кановы «Венера Победительница»: изображающая сестру Наполеона Паолину Боргезе Бонапарте, она как бы предваряет всю экспозицию. Попасть в музей можно только по предварительной записи.

Колизей

Символ Рима и Италии в целом, римский Колизей получил своё нынешнее название из-за установленной перед ним гигантской статуи безумца Нерона («колосс»), первоначально же он был известен как Амфитеатр Флавиев. Построенный в 1 веке, амфитеатр стал самым большим сооружением для массовых развлечений на территории всей Римской Империи: диаметры овала здания — 156 и 188 м, высота — почти 50! Неудивительно, что на подобных просторах могли рассесться более 50 тысяч жаждущих зрелищ римлян. Сохранился Колизей, скажем прямо, не идеально — бурная история региона способствовала преждевременному ветшанию сооружения (кстати, первый в мире по сохранности римский амфитеатр находится в тунисском Эль-Джеме; он же часто исполняет роль Колизея в кинематографе), но былое величие не померкло: здесь, открыв рот, стоишь перед анфиладами арок, последняя из которых теряется где-то далеко в небесных высях.

Как и ко всем достопримечательностям Рима, очередь к Колизею часто превосходит даже самые смелые предположения. Однако и здесь есть несколько «фишек», которые помогут её избежать. Гарантированная уловка — купить единый входной билет (Колизей + Палатин + Римский Форум, 12 €, действителен 2 суток) в этом самом Форуме, где очередей почти не бывает, и гордо прошествовать мимо волнующегося мультинационального хвоста прямо к входу — билет-то уже есть!

По окончании строительства Колизея были устроены грандиозные игры, продлившиеся 100 дней. В них участвовали 2 тысячи гладиаторов и 5 тысяч диких зверей, специально отловленных в Африке.

Каждые полчаса по Колизею устраиваются организованные экскурсии на основных европейских языках. Стоимость — 4,50 € с человека. Гиды все сплошь с историческим и археологическим образованием, и можно узнать массу интересных вещей.

Часы работы Колизея — с 9 утра до 7 вечера с середины апреля по конец сентября, до 5 вечера с середины марта по середину апреля, до 4 вечера с середины января до середины марта и до 3 часов дня с октября по середину января.

Пантеон

Одним из примечательнейших сооружений Рима считается Пантеон — храм, возведенный две тысячи лет назад при императоре Августе. В античные времена в храме поклонялись главным римским богам: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну. Во время церемоний в жертву приносили животных. Сегодня о языческих обычаях в храме напоминает лишь «окулус» — отверстие в куполе, имеющее диаметр 9 метров, под которым в древности находился жертвенный алтарь. За две тысячи лет своей истории Пантеон побывал и в роли церкви, и в роли бастиона, и лишь в эпоху Возрождения стараниями великого Рафаэля храм вновь засиял величием. Сегодняшний Пантеон, пережив четырехсотлетний период упадка, привлекает туристов не только удивительной историей, но и тем, что в нем покоятся останки итальянских королей — Виктора Эммануила II, Умберто I, королевы Маргариты.

Толщина стен Пантеона - 6 метров, ширина купола - 43,3 м: в можно вписать идеальную сферу. Одна из легенд повествует, что изначально строение не имело дыры в куполе, ее пробили злые духи языческого храма, метавшие в страхе при звуках первой мессы.

Базилика Санта Мария Маджоре

Базилика Санта Мария Маджоре — одна из знаменитейших церквей Рима. Ее здание было выстроено на месте очень древней церкви Санта Мария делла Неве (neve — «снег» с итал.). Согласно легенде, летом 352 года в день закладки храма в Риме выпал снег, и Папа Либерий начертил на снегу окружность, соответствующую будущему периметру церкви. В середине V века базилика Санта Мария Маджоре была полностью перестроена, специально к знаменательному для католиков Эфесскому Собору, на котором римская церковь получила то главенствующее положение, которое она и до сих пор занимает в христианском мире. В последующих столетиях базилика Санта Мария Маджоре перестраивалась еще несколько раз, последняя реконструкция производилась уже в XVIII веке.

Ватикан: 44 гектара в центре Рима

Для иностранцев Ватикан - неотъемлемая часть Рима. Но для римлян это другое государство. В Ватикане, насчитывающем тысячу жителей, есть своя конституция, свой паспорт, свои деньги, свои автомобильные номера (SCV - S-tato-Citta Vaticano), свой флаг, своя юридическая система, жандармерия и собственные сто двадцать швейцарских гвардейцев. Имеется также вертолетный парк, банк, больница, самая мощная радиостанция мира (вещающая на 36 языках), ежедневная газета «Оссерваторе Романо», университет, вокзал и своя телефонная сеть. Существенное отличие Ватикана заключается в том, что он не является членом Европейского сообщества. В этом государстве не платят налогов, а в единственном его супермаркете цены на тридцать процентов ниже, чем за пределами Ватикана.

Собор Святого Петра

Согласно легенде, место, на котором сегодня в Риме стоит Собор Святого Петра, было местом казни Апостола Петра. Над строительством Собора в разные времена трудились лучшие зодчие Италии: Браманте, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Карло Мадерно. Жемчужина Собора Святого Петра — уникальный алтарь с отверстием, ведущим к подземной гробнице Апостола Петра. Потрясает тот факт, что археологические раскопки, проведенные в середине прошлого века, доказали: останки, покоящиеся под алтарем Собора, на самом деле принадлежат одному из двенадцати Апостолов — Петру. До 1990 года этот древний храм являлся самым крупным христианским собором в мире, однако в 1990 году его превзошел размерами собор города Ямусукро — столицы африканской страны Кот’д Ивуар. И, тем не менее, Собор Святого Петра поражает размерами: высотой 189 метров и шириной 211,5 метров, а также площадью 22067 квадратных метров. При этом он вмещает в три раза больше прихожан, чем превосходящий его размерами собор в Кот’д Ивуаре.

Площадь Навона

На этой площади Рима круглые сутки царит атмосфера праздника — сюда стекаются туристы со всего города. Площадь имеет овальную форму, которой она обязана античному стадиону, построенному еще Гаем Юлием Цезарем, а затем перестроенному Домицианом (I в. до н. э.). Руины стадиона со временем превратились в стены окрестных домов — древние камни и по сей день можно увидеть с наружной стороны площади. До 1869 года на площади располагался рынок, в праздничные дни здесь устраивали гуляния с костюмированными боями и другие состязания (с греческого — агоны), что, в конце концов, и дало название площади (agone — nagone — navona).

Барочные черты площадь Навона приобрела при Папе Иннокентии X, по велению которого здесь возвели дворец Памфили для жены брата папы — Олимпии, благодаря которой он и занял папский престол. Рядом с палаццо Памфили находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, посвященная святой Агнессе.

Центральное место на площади Навона занимает фонтан Четырех Рек работы Джан Лоренцо Бернини. Его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента — Европу, Азию, Африку и Америку.

Фонтан Треви

Фонтан Треви, настоящее украшение Рима, сделал мало примечательную базарную площадь ди Треви местом паломничества туристов со всего мира. Фонтан, в то же время являющийся фасадом Палаццо Поли, наполняется водой из древнего водопровода, выстроенного еще Агриппой. В центре фонтана — фигура Нептуна в окружении аллегорических скульптурных изображений бури, штиля, здоровья, изобилия и четырех времен года. В бассейн, расположенный прямо перед фонтаном, восхищенные туристы бросают монетки, чтобы вернуться в «Вечный город» еще не раз.

Площадь Испании

Площадь Испании — одно из самых популярных у туристов мест Рима — была названа по имени дворца Испании, или Палаццо Спанья (построен в 1622 году), бывшего резиденцией испанского посла в Ватикане. Имя того же дворца получила и знаменитая Испанская лестница (Scalianta di Spagna), расположенная на площади Испании. Чтобы подняться по лестнице Испании, придется преодолеть определенные трудности, так как ступени имеют вогнутую форму, становятся то уже, то шире, ширина пролетов также изменяется. Тем не менее, на лестнице всегда многолюдно, туристы стараются усесться на ступенях как можно выше, чтобы отдохнуть и полюбоваться замечательными видами, открывающимися с этого места: фонтан Баркачча (с итальянского переводится как «лодочка»), выполненный в виде тонущего судна, отлично видимый сверху, или панорама всего северо-восточного Рима.

Каждое лето на ступенях знаменитой Испанской лестницы проводится показ коллекций Высокой моды с участием знаменитых кутюрье.

Римский форум и Палатин

Форум был торговым, политическим и религиозным центром Древнего Рима. Форум пересечен священной дорогой (via Sakra), поднимающейся на Капитолийский холм. Это восхитительная группа построек, включающая в себя храм Веспасиана (81 г.) от которого сохранилось несколько колонн, руины храма Согласия (370 г. до н.э.), Церковь Св. Иосифа, созданную на руинах Мамертинской тюрьмы, построенной Сервием Тулием (а в этой тюрьме сидели нубийский царь Югурта, апостолы Петр и Павел, вождь галльских племен Верценгеториг); Курию (резиденцию Римского Сената), напротив нее место народных собраний и знаменитый черный камень, которым закрыта гробница Ромула; арку Септимия Севера (3 в.); храм Сатурна; колонны храма Кастора и Поллукса (484 г. до н.э.); руины Дома Весталок – юные девственницы в нем должны были постоянно поддерживать священный огонь – символ жизни Рима; храм Антония и Фаустины (141г.). Виа Сакра заканчивается аркой Тита, возведенной в память о победе императора над восставшим Иерусалимом.

Палатин — один из семи холмов, на которых стоит город Рим, холм, с которого и началась история Вечного города. Именно на холме Палатин, согласно легенде, были вскормлены волчицей братья Ромул и Рем.

Палатин - самый древний холм Рима - знаменит своими грандиозными императорскими дворцами. Одним из первых дворцов, построенных здесь, был дворец Октавиана и Августа. Позднее император Тиберий построил здесь особняк – т.н. Домус Тиберия, в средние века в нем обосновалась семья Франджипане, а в 16 в. семья Фарнезе от которой остались великолепные сады. Подземная галерея от дворца Тиберия приводит к Дворцу Флавиев, построенному в 1 в. Домицианом. Императорской резиденцией служил Домус Августа. Перед Колизеем стоят Императорские Форумы, построенные Юлием Цезарем, а затем продолженные Августом, Нервой и Траяном. Траян построил самый большой и красивый Форум, на Форуме возвышается знаменитая Колонна Траяна, высотой 40 м, опирающаяся на квадратную базу. Изначально на ее вершине стояла статуя императора, но в 16 в. ее заменили статуей Св. Петра.

Акведук и Аппиева дорога

В середине третьего века нашей эры император Аврелиан начал возводить вокруг Рима стену, которую и по сей день могут лицезреть туристы. Лучше всего сохранившаяся часть этого укрепления - ворота, через которые проходит Аппиева дорога. Начинаясь от Терм Каракаллы, она минует множество достопримечательностей, среди которых и римские катакомбы - захоронения первых христиан. Однако самое известное место Аппиевой дороги - это «Quo vadis» («Камо грядеши»), где, по преданию, апостолу Петру явился Христос. Устроив в Риме пожар, император Нерон с новой силой обрушил гонения на христиан. Петру посоветовали на время уйти из города. Но выйдя за Аппиевы ворота, апостол встретил направлявшегося в Рим Иисуса. «Куда ты идешь, Господь?» - спросил пораженный Петр. «Я иду в Рим, чтобы быть во второй раз распятым», - ответил Христос. Видение означало, что Петру надлежит вернуться в город. Неподалеку от Аппиевой дороги находится Римское поле, по которому были проложены знаменитые акведуки. Сейчас большинства этих сооружений уже нет. Сохранились лишь арки водопровода Клавдия.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.