Крупнейший архипелаг мира.

Крупнейший архипелаг мира.

Индонезийский архипелаг (строго говоря, в географических справочниках речь обычно идет о Малайском архипелаге, основную часть которого занимает Индонезия), несомненно, крупнейший в мире. Входящие в него 13 677 островов разбросаны на протяжении 5160 км среди тропических морей. Если их наложить на карту Европы, то они протянутся от Ирландии до Каспийского моря. Многие индонезийские острова совсем крошечные, и там обитают лишь морские птицы, в то время как тысячи других достаточно внушительны. Так, Ява, Калимантан (Борнео), Сулавеси (Целебес) и Суматра столь же велики по площади, как, например, Англия или Франция. В целом по площади (2 млн кв. км) Индонезия занимает 13-е место среди государств мира.

Уникальные геологические и климатические условия создали здесь необычайно богатую природную среду. Удивительно разнообразны флора и фауна, включающая редкие виды млекопитающих и пресмыкающихся, а также птиц с изысканным оперением, ярко окрашенных крупных бабочек.

Эти острова образовались в результате длившейся тысячелетия тектонической деятельности, и неудивительно, что многие из них периодически испытывают разрушительные и смертоносные извержения вулканов. В районах распространения вулканического пепла сформировались исключительно плодородные почвы. Располагаясь в экваториальном поясе, острова не испытывают недостатка во влаге. Обильные тропические ливни выпадают при температуре 25-27°С (на равнинах такая температура держится в течение всего года). С ноября по май количество осадков и влажность заметно увеличиваются, тогда как в остальную часть года сухие ветры из Австралии приносят менее влажный воздух.

В разных условиях, определяемых осадками, почвами и высотой над уровнем моря, формируется весьма многообразная растительность. На равнине в вечнозеленых тропических лесах растет около 3 тыс. видов деревьев (в том числе несколько сот видов плодоносящих пальм) и множество экзотических орхидей. На высоте свыше 600 м температура ниже, и там растут каштаны, лавровые деревья, дубы. Еще выше встречаются рододендроны, эдельвейсы, а альпийские луга своим видом напоминают скорее Швейцарию, чем тропики.

Этнический плавильный котел. Первоначальными обитателями островов были, вероятно, австралоиды, населяющие ныне Новую Гвинею и другие острова Меланезии и в небольшом количестве сохранившиеся в Австралии. У них темная кожа, вьющиеся волосы, ярко выраженные надбровные дуги и широкие плоские носы. Затем, как полагают, эти острова стали заселять малайско-полинезийские народы, начавшие мигрировать через Тайвань и Филиппины около 6 тыс. лет назад. Происходящие из Южного Китая группы монголоидов со светлой кожей и миндалевидными глазами, смешиваясь с коренным населением, приобрели определенные австралоидные черты, такие, как вьющиеся волосы и темная кожа.

Языковое многообразие сильно нарастает с продвижением на восток. Только в Западном Ириане (Ириан-Джая), население которого немногим превышает миллион человек, люди говорят более чем на ста различных языках. Тысячелетиями эти области оставались относительно изолированными, а многие племена Новой Гвинеи охотились за головами и пользовались каменными орудиями вплоть до нынешнего века.

В Индонезии существуют два основных вида земледелия. Ладанг, или подсечно-огневое земледелие, практикуется в основном в глубинных и отдаленных районах. Этот способ не может обеспечить питанием большое количество людей и вынуждает тех, кто им пользуется, вести полукочевой образ жизни. Савах, или орошаемое земледелие, используется главным образом для выращивания риса и требует наличия более многочисленного населения, необходимого для обработки земли.

Религиозные обряды и верования в Индонезии характеризуются многообразием местных традиций. Совокупность общественных обрядов, частных ритуалов, общинного уклада и обычного права, переходящих от поколения к поколению, формирует своеобразную структуру каждого общества. Во всей Индонезии это известно как адат (обычай), свойственный той или иной этнической группе. И вместо строгого следования правилам одной из четырех главных религий, распространенных на архипелаге (ислам, христианство, буддизм, индуизм), мы находим здесь удивительную эклектику.

Центральное место среди большинства адатных празднеств занимают ритуальное Жертвоприношение и общинный праздник, на котором жертвенная пища предлагается духам, а затем совместно поедается, что должно гарантировать благополучие участников ритуала.

Распространенная на Яве церемония селама-тан (дословно: "самозащита") проводится при рождении, свадьбе, обрезании, годовщине смерти. На Бали одалан, или общинный праздник, устраивается каждые 210 дней.

Как принято считать, подобные праздники способствуют плодовитости и благосостоянию их участников путем укрепления их семангат, или жизненной силы. У многих народов Индонезии существует поверье, что семангат накапливается в голове и им можно "запастись", охотясь за головами. Даже сегодня во время свадебной церемонии люди обмениваются локонами волос, а наряды танцоров украшаются человеческими волосами, чтобы укрепить семангат. Эти атрибуты упрочения жизненной силы можно обнаружить повсюду.

Опоры жилища и оружие часто смазывают жертвенной кровью, чтобы укрепить их. Выращивание риса связано с ритуалами, способствующими, как считается, быстрейшему прорастанию зерна, что должно обеспечить хороший урожай. Дабы ублажить души умерших, по всей Индонезии проводят сложные погребальные церемонии, сопровождающиеся шаманскими обрядами.

Величавое наследие. Самым древним обитателем Индонезии, относящимся к гоминидам, был так называемый явантроп - ископаемый человек неандертальского типа, который принадлежал к виду "гомо эректус" и существовал примерно 1,7 млн лет назад. Костные остатки его были найдены на Яве. Явантроп был всеядным охотником и собирателем, жившим в пещерах и на открытых стоянках, первым существом, умевшим пользоваться огнем. Он также изготавливал обработанные каменные орудия - скребки, топоры, рубила.

В эпоху неолита первые земледельцы, прежде чем выращивать рис, возделывали таро, а мореплаватели занимались межостровной торговлей задолго до появления письменности.

Во II в. н.э. на территории нынешней западной части Индонезии возникла высокоразвитая цивилизация, чьи космология, архитектура и политическое устройство были организованы по образцу индийских.

Возникшее в конце VII в. на Восточной Суматре буддийское государство Шривиджайя установило контроль над стратегически важными Малаккским и Зондским проливами. Это государство господствовало на окружающих морях в течение 600 лет. Построив самые большие в этом регионе корабли, оно регулярно отправляло их к берегам Индии и Китая. Тем временем Ява превратилась в великую островную империю, поскольку здесь стало возможным поддерживать существование многочисленного населения с помощью интенсивного орошаемого рисоводства. Индуистский правитель Санджая был первым известным нам великим строителем храмов. Позднее его сменила буддийская династия Шайлендра и ее правители воздвигли величественные сооружения: Боробудур, Мендут, Каласан и Севу.

Ракаи Пикатан, потомок Санджаи, в 856 г. сверг династию Шайлендра и ознаменовал свою победу строительством великолепного храма Лоро Джонггранг в Прамбанане. Однако в 930 г. столица внезапно была перенесена на Восточную Яву. Впоследствии, в правление раджи Аирлангги, на яванский язык была переведена санскритская классика, что ознаменовало зарождение местной литературы.

Восточнояванская империя Маджапахит стала первым государством, охватывающим весь Индонезийский архипелаг; все портовые города на берегах Яванского моря оказались ее вассалами. Маджапахит достигла зенита своего могущества в середине XIV в., при радже Хаяме Вуруке и патихе Гаджа Маде, после смерти которого она быстро пришла в упадок. Контроль над жизненно важными прибрежными районами вскоре перешел к нескольким новым мусульманским государствам, и многие из индианизированных яванских аристократов бежали на Бали.

Мусульманские торговцы из Индии и с Ближнего Востока уже несколько веков посещали Индонезию, когда в конце XIII в. жители торговых портов Северо-Восточной Суматры стали обращаться в ислам.

Принятие ислама, по-видимому, не нарушило существовавший порядок. Более того, смена религии дала возможность многим индонезийским правителям получить определенные экономические преимущества, такие, как защита от тайской и яванской экспансии. Сегодня ислам продолжает усиливать свои позиции на всем архипелаге: более 80% индонезийцев называют себя последователями пророка Мухаммеда.

Появление европейцев. Португальцы появились в индонезийских водах в 1509 г. - всего лишь через 12 лет после того, как Васко да Гама обогнул южную оконечность Африки, но они не были допущены к контролируемой мусульманами торговле пряностями.

Хотя португальцам так никогда и не удалось доминировать в регионе, они оставили здесь заметный след. Метисные португалъско-ин-донезийские общины сейчас встречаются во многих прибрежных районах, и значительное число слов португальского происхождения проникло в малайский и развившийся на его основе индонезийский языки. В XVI в. португальские миссионеры обратили в католицизм около 20 тыс. индонезийцев.

Участников первой голландской экспедиции в Индонезию (1596 г.) преследовали серьезные болезни, внутренние распри. В Голландию экспедиция вернулась через год со скудным грузом пряностей и лишь с третью экипажа. Тем не менее она вызвала лихорадочное оживление в голландских коммерческих кругах, и на следующий год в Ост-Индию отправились еще 22 судна.

В 1602 г. алчные торговцы создали на паях голландскую Ост-Индскую компанию и в скором времени получили от голландского правительства привилегии заключать соглашения, иметь свои вооруженные силы, строить крепости и вести войну в Азии от имени Нидерландов. Голландцы стремились тогда установить полный контроль над торговлей пряностями, и под руководством создателя нидерландской колониальной империи Яна Питерсзона Куна они вскоре основали факторию в Джаякерте (ныне Джакарта), которая была переименована в Батавию, и покорили крохотный архипелаг Банда, поставлявший мускатный орех и мускатный цвет.

В 40-50-е годы XVII в. голландцы в результате ежегодных рейдов на Молуккские острова, где в изобилии произрастали гвоздичные деревья, усилили свой контроль над торговлей пряностями в восточной части региона. В других районах они предпринимали военные действия с целью подавления конкурирующих с ними европейских и индонезийских торговцев. Эти действия оказались настолько успешными, что к концу XVII в. голландцы установили эффективный контроль над восточной частью архипелага и его прибыльной торговлей пряностями.

На Яве, однако, коррупция среди чиновников Ост-Индской компании, а также ряд длительных и разорительных войн привели в конце XVIII в. к банкротству компании. Последователь Наполеона "железный маршал" Дандельс в свою бытность генерал-губернатором колонии последовательно осуществил целый ряд реформ и заново отстроил Батавию. В 1811 г. один из первых британских колонизаторов, Томас Стамфорд Раффлз, спланировал и осуществил английское вторжение на Яву; в возрасте 31 года он был назначен помощником генерал-губернатора захваченного острова. Находясь у власти, Раффлз попытался заменить прежнюю систему торгово-эконо-мических отношений, которая базировалась на внедрении так называемых принудительных культур (кофе, сахарный тростник, чай и др.), на новую, основанную на поступлениях в казну средств от сбора налогов, но после поражения Наполеона при Ватерлоо Ява была возвращена голландцам. Тем не менее налоговая система Раффлза была голландцами принята и модифицирована, и это привело к тому, что в течение столетия метрополия получала значительную прибыль от торговли привозимыми из Индонезии кофе, чаем, хиной, каучуком, пальмовым маслом, оловом, нефтью и другими жизненно важными товарами. Эта прибыль позволила финансировать строительство новых каналов, дамб, дорог и железнодорожной сети в самих Нидерландах.

Для индонезийцев, однако, существовавшая система землепользования означала принудительный труд и притеснение, они фактически оставались рабами на собственной земле. Во второй половине XIX в. наступила пора либеральных реформ. Одновременно голландцы провели ряд кровопролитных военных кампаний (большей частью за счет местных правителей), которые способствовали установлению к концу первого десятилетия нынешнего века голландского господства на всем Индонезийском архипелаге.

Национализм и независимость. По иронии судьбы, реформы голландцев в области образования и политического управления Индонезией способствовали росту индонезийского национального самосознания. Индонезийцы, обучавшиеся в голландских школах, стали создавать организации, нацеленные на борьбу за лучшее будущее.

В период 10-20-х годов часто происходили стачки, сопровождавшиеся взрывами насилия, а в результате следовавших за этим репрессий многие руководители союзов национально-освободительного толка были брошены в тюрьму или убиты. Позднее лидерами антиколониального движения становились лучшие представители студенчества. Первая политическая партия, чьей целью провозглашалось достижение независимости страны, была создана молодым инженером по имени Сукарно, обладавшим незаурядным ораторским талантом. Его выступления, однако, привели к тому, что он был заключен в тюрьму за "изменнические заявления, направленные против государства" (естественно, нидерландского), и к 1935 г., казалось, росток национального движения был подавлен в зародыше.

Однако когда в 1942 г., во время второй мировой войны, на Яву внезапно вторглись японцы, многие индонезийцы приветствовали их как освободителей от голландского господства. Но вскоре стало очевидным, что целью японцев была эксплуатация богатств Ост-Индии, а не освобождение ее. Тем не менее они объективно способствовали росту индонезийского национального самосознания, создав и обучив местные территориально-вспомогательные войска.

9 августа 1945 г., после того как на Японию была сброшена вторая атомная бомба, японский командующий в Юго-Восточной Азии пообещал предоставить независимость всем бывшим голландским владениям в Азии. Сукарно был назначен председателем комиссии по подготовке независимости, а Мохаммед Хатта - ее вице-председателем. Через два дня после капитуляции Японии Сукарно и Хатта провозгласили независимость . Голландцы попытались силой возвратить свою колонию, но геройское самопожертвование тысяч молодых индонезийцев на полях сражений привело войну к тупику. В конце концов Совет Безопасности ООН в 1949 г. обязал голландцев вступить в переговоры о мире, и еще через год независимость молодой республики была гарантирована.

Хотя провозглашение независимости и вызвало в индонезийском обществе волну эйфории, перед новым государством встали крупные социальные и экономические проблемы. Работы на заводах и плантациях были остановлены, не хватало финансовых средств и квалифицированных специалистов, производство риса не обеспечивало потребностей в нем, в то время как население страны быстро росло. При наличии более 30 политических партий, соперничавших в борьбе за власть, политическая обстановка в 50-х годах становилась все более нестабильной и напряженной. В конце концов в 1959 г. Сукарно объявил чрезвычайное положение и возложил вину за обострение стоявших перед Индонезией проблем на империализм и западные государства. Тем временем происходила утечка из страны иностранных капиталов, стремительно росла инфляция и дефицит бюджета вел государство к банкротству.

30 сентября 1965 г. группа молодых левых радикалов похитила и убила шесть высших индонезийских генералов, что побудило генерала Сухарто, командовавшего тогда элитным стратегическим резервом вооруженных сил, вмешаться и принять верховное командование. В последующие месяцы было пролито много крови: сводились старые счеты между враждовавшими коммунистами, армией и мусульманскими кругами. Компартия и ряд левонационалистических организаций были запрещены. В 1967 г. Сухарто консолидировал свою власть и восстановил порядок.

На протяжении последних 20 лет главной задачей правительства Сухарто оставалась интеграция Индонезии в мировую экономику. Успешному осуществлению планов экономического развития страны способствовали природные запасы древесины, меди, олова, нефти, а также привлечение значительных иностранных инвестиций в такие новые для Индонезии отрасли, как текстильное производство и пищевая промышленность. Быстрый подъем национальной экономики буквально преобразил Джакарту и Сурабаю, сделал их наиболее стремительно растущими городами во всей Азии.

Эрик Оэй
Путеводитель: Окно в мир, Юго-Восточная Азия.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.