Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства. Художественное наследие Древней Эллады имеет непреходящее значение для мировой истории искусства, будучи явлением оригинальным, загадочно-прекрасным и неповторимым. И по сей день одной из основных достопримечательностей современной Греции остается Афинский Акрополь ("Верхний Город").

В течение многих тысячелетий он возвышается над землей - той землей, которую взяли под свое покровительство бессмертные Олимпийские боги, и заявляет своим существованием о вечности и нетленности искусства, способного пережить время. Еще с микенской эпохи он являлся средоточием святынь, которым всегда поклонялись жившие возле него люди. Здесь помещался и дворец царя - мегарон, а под защитой крепостных стен Акрополя находили убежище жители во время войн. В годы архаики на нем высились величественные храмы и красочные изваяния девушек - кор. Все это было беспощадно разрушено персами в первой половине V века до н.э., но несколько позже восстановлено под руководством афинского стратега Перикла. И нетленное творение греческих мастеров ощутило бег времени, оставшись при этом таким же дивно прекрасным, как 25 веков назад.

Войти на Акрополь можно через тяжелые ворота - Пропилеи. Ряд колонн разделяет большую арку, и образуются пять проходов - для людей и для вьючных животных. Сразу же за Пропилеями открывается вид на центральную площадь, в центре которой некогда стояла статуя богини Афины. А вокруг, словно небольшой ансамбль, расположены величественные греческие храмы: легкий и хрупкий - Ники, крылатой богини Победы; устойчивый и мощный -Парфенон; изящный и утонченный - Эрехфейон. Иктин и Калликрат, строители Парфенона, дали ему такое название в честь великой богини Афины Парфенос ("девы").

До находки акропольских статуй девушек-кор античную скульптуру представляли беломраморной, бесцветной. Но на этих статуях сохранилась краска. Она лежит плотным слоем на мраморе, в некоторых местах даже закрывая его. Подчеркнуто ярко раскрашены зрачки, алые губы, темные волосы.

Это богиня мудрости и справедливой войны, поэтому именно ее греки считали защитницей в тяжелые времена вражды с персами - ее, рожденную из головы Зевса, не снимающую доспехов и не расстающуюся со свисающим на грудь оружием - эгидой. В центре эгиды была изображена Медуза горгона, при взгляде на которую каждый противник Афины превращался в камень. От названия этого оружия сохранилось в современном языке выражение "под эгидой", т.е. в том месте, где взгляд горгоны не страшен, под защитой. Радостное чувство победы, ощущение собственной силы, наполнявшее сердца греков, отразилось прежде всего в Парфеноне. Ради этого храма греки не остановились и перед трудоемкой и дорогостоящей работой c подсыпкой холма с южной стороны Акрополя, чтобы Парфенон представал перед человеком не с фасада, а с угла. И ограниченную двухмер-ность архаики сменила емкая трехмерность классики!

На Акрополе находилась 12-метровая статуя Афины-Девы. На правой руке она держала богиню победы Нику, у левого плеча – копье. Лицо и руки были из слоновой кости, одежда и оружие - золотые, глаза – из драгоценных камней. В 5 веке статую перевезли в Константинополь, где она погибла во время пожара.

Однако в настоящее время Парфенон, как, впрочем, и остальные храмы Акрополя, сохранен лишь отчасти. Дело в том, что в Средние века он был превращен в христианский храм, а затем во время борьбы турок с венецианцами именно в нем турки устроили пороховой склад. В 1687 году произошел трагический взрыв. Рухнувшую колоннаду восстановили, сохранились некоторые рельефы и статуи, но в целом урон был непоправим. Мы еще можем разглядеть в восточной части храма вестницу зари Ириду, которая возвещает миру о рождении Афины. На колеснице Солнца-Гелиоса выезжает из волн ее возлюбленный - легендарный охотник Кефал. Именно так представляли себе греки восход. На западе же, где находилось царство смерти Аид, восседают богиня ночи Нюкс и три ее дочери Мойры - три властительницы судьбы Клофо, Лахесис и Атропос, прядущие нить человеческой жизни. Образы этих богинь, по признанию литературоведов, легли в основу пушкинских "трех девиц под окном", которые "пряли поздно вечерком". Мы можем догадаться и о том, что некоторые скульптуры изображают спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда людям более ценным показался дар богини -оливковое дерево, а не бога -соленый, к сожалению, источник. Однако все это теперь принадлежит больше истории,чем реальности.

Портик Эрехфейона поддерживают статуи девушек – кариатиды. В последние десятилетия они стали все быстрее разрушаться из-за сильной загрязненности воздуха. Поэтому все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.

Именно на легендарном месте спора двух богов был построен неизвестным автором другой храм Акрополя, сохранившийся несколько лучше, чем Парфенон, - Эрехфейон. Южный портик и поныне держат 6 женских фигур - кариатид (копия представлена в Пушкинском музее). Некогда город Карий заключил против Греции союз с неприятелями-персами. После того, как греки завоевали себе свободу победоносным окончанием войны, они решили отомстить карийцам, опустошили их государство, взяли их жен в рабство, не позволив даже снять длинных одежд -убора замужних женщин, чтобы они, покрытые вечным позором, явно платили за преступление своих сограждан. Тогда стало популярным и среди греческих архитекторов создавать изваяния карийских женщин, несущих тяжесть крыши портика на своих плечах (почти как великаны Атланты).

Внутри Эрехфейона находился колодец Посейдона с соленой водой. Согласно мифу, он возник, когда Афина и Посейдон соревновались, чей дар городу будет лучше. Посейдон тогда вызвал из скалы источник, а Афина – оливу. По свидетельствам древних, на полу храма видны были следы от трезубца Посейдона.

Эрехфейон - храм, посвященный трем богам: Афине, Посейдону и Эрехфею. Очевидно, что название свое он получил от имени последнего - сына земли и воспитанника Афины, древнейшего божества Аттики (часто можно встретить его изображения в виде змея, свернувшегося клубком у ног богини). Но в архаические времена существовало также святилище Афины со светильником с неугасимым огнем и так называемое Эрехфеево море скопление соленой воды от источника Посейдона. Сейчас об этих чудесах осталась лишь память, но разве есть другое строение, которое достойно стать рядом хотя бы с руинами этого великого, бессмертного храма?

На статую Афины было затрачено около 40-50 талантов золота, что примерно равно тысяче килограммов.

Даже то немногое, что пощадила человеческая жестокость и беспощадность времени, имеет неослабевающую силу и очарование. Законченность и цельность художественного образа характерна для искусства древних эллинов. Ему чуждо чувство радости страдания, свойственное средневековью. Красота для греков -нечто четкое, ясное, непреложное. Это гармония тела и духа, потому обнаженные человеческие фигуры, созданные греческими мастерами, - в первую очередь прекрасная душа в человеческой оболочке. Подобно богине, вышедшей из пены, античное искусство, непревзойденное по красоте своих памятников, раскрыло себя впервые в бассейне Эгейского моря; можно сказать, оно возникло из пены, как прекрасная Афродита. Но из волн ли морских? Ведь по более древней версии, это некогда Зевс оскопил своего отца Кроноса, первого владыку Олимпа, желавшего править вечно, и кровь Кроноса пеной упала в воду, породив богинь мести - Эриний и воплощение любви и красоты -Афродиту. И так же, как в древнем мифе, искусство греков будто соединяет в себе страшное и светлое, загадочное и предельно ясное - это и есть Греция, один из ликов которой -храмы Акрополя.

Кузичева Вера "Отдых и путешествия", №13 август 2001 г.


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.