Туристическое агентство «Планета Сказок»

Монастыри Болгарии

МОНАСТЫРИ БОЛГАРИИ

Невозможно до конца понять историю болгарских монастырей, характер их деятельности, место, занимаемое в национальном сознании, не вникнув в глубину исторических судеб болгарского народа. Монастыри Болгарии с самого их основания представляли собой нечто больше чем религиозные институты, глухие обители, куда удаляются от соблазнов мирской жизни, чтобы окунуться в атмосферу религиозного экстаза.

Введение христианства в Болгарии в 9 веке по существу означало утверждение самой Болгарии. Утверждение во внутригосударственном масштабе в результате достижения духовного и культурного единства, в международном - среди крупных европейских государств, претендовавших на главенствующую роль, могущество и славу. Одним из орудий достижения этой цели были монастыри - орудием в руках философов, писателей, просветителей, призванных ковать за монастырскими стенами не просто религию, а культуру народа, впоследствии переросшую в национальное самосознание , которое помогло болгарскому народу уцелеть, выжить, сохранить свою сущность в жестокие пять веков чужеземного ига.

Вот почему, если мы скажем, что монастыри были очагами письменности и просвещения, храмами искусств и памятниками архитектуры, это будет верно, но этим будет сказано не все. Вскоре после основания первых монастырей на болгарских землях судьба распорядилась, чтобы они были втянуты в острые политические конфликты, имевшие в эпоху средневековья единственное разрешение: один из противников бывал разгромлен и порабощен другим... А соперником Болгарии была сама Византия. По вполне объяснимым причинам монастыри - центры создания письменности и литературы болгарского народа - стали оплотом его самых сокровенных чаяний и надежд. И потому без преувеличений можно сказать, что монастыри -это сама болгарская история, начиная с их деятельности по утверждению славянской письменности и культуры, с их важной роли в борьбе против византийских поработителей /11-12 вв./ и кончая славными, исполненными трагизма страницами, которые были вписаны не только монастырями, но и всем болгарским народом в историю противостояния игу /14-19 вв./. Это летопись величайших испытаний, выпавших на долю Болгарии.

Таким образом, все то, что следовало бы называть "культурой, создаваемой в монастырях" по существу представляет собой органическую часть подлинно народной культуры - культуры, создаваемой самим народом.

Сто двадцать монастырей, сохранившихся до наших дней, являют собой живую летопись культуры, творческого созидания, становления и роста самосознания болгарского народа, летопись его дум и чаяний.

РИЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рассказ о Рильском монастыре лучше всего начать словами первого болгарского историка, видного просветителя Паисия Хилендарского, которые мы читаем в его " Истории славяно-болгарской", написанной в 1762 году: "На всей земле болгарской, где ранее имелось столько монастырей и церквей, в наше время бог сохранил один-единственный РИЛЬСКИЙ монастырь... От него большая польза всем болгарам. И потому все болгары обязаны беречь РИЛЬСКИЙ монастырь и жертвовать в его пользу..."

В летописи этой обители нашла отражение вся история болгарского государства и болгарского народа, борьба за защиту его национальной и культурной сущности.

Монастырь был основан в 10 веке отшельником Иваном Рильским. Позднее он превратился в один из центров культуры и просвещения раннего средневековья. В 11 веке монастырь пришел в упадок, однако в первые годы существования Второго Болгарского государства возродился вновь. В настоящее время монастырь расположен в 119 километрах на юг от Софии, на том самом месте, где он находился в 14 веке, когда в нем поселился полунезависимый феодал севестократор Драговол Хрельо. В 1335 году он воздвиг пятиэтажную оборонную башню, в верхнем этаже которой размещалась небольшая церковь Преображения Господня. Башня эта и поныне стоит в монастырском дворе, а в церкви сохранились фрагменты настенных росписей той эпохи. В конце 14 века РИЛЬСКИЙ монастырь был могучим феодальным владетелем которому принадлежало много сел и земных угодий.

Экономическое могущество монастыря, по всей вероятности, внушало уважение турецким султанам, которые вначале специальными указами /фирманами/ подтверждали незыблемость прав, дарованных монастырю болгарскими царями. Однако, в середине 15 века монастырь был разорен. Его новый восход начался в 1469 году, после перенесения в него мощей Ивана Рильского из города Велико - Тырново, когда судьбу монастыря принял к сердцу весь болгарский народ.

Постепенно монастырь стал притягательным центром для многих известных просветителей того времени.

После нескольких опустошительных пожаров и налетов грабителей к началу 19 века благосостояние монастыря сильно пошатнулось. На средства , собранные по всей Болгарии, в 1816 году началось строительство новых здании, которые стоят незыблемо и поныне. Оно велось целых тридцать лет. Выходящие во двор фасады представляют собой доведенную до совершенства систему галерей, которая придает всему облику теплоту и уют, не свойственную афонским монастырям. В северном крыле здания находится большая монастырская поварня - уникальное творение монастырского зодчества: ее печь венчает огромный 24-метровый конус, который проходит через все этажи с несколькими рядами арок и завершается небольшим куполом.

Строительство главной церкви монастыря велось с 1834 по 1837 год. Она была возведена на месте старой, сгоревшей во время пожара. Церковь отличается оригинальной объемно-пространственной структурой: она представляет собой сочетание старой трехнефной базилики, афонской крестово-купольной церкви и итальянской купольной церкви. Нормальные для таких церквей размеры увеличены за счет двух апсид, двух клиросов и двух притворов.

Церковь отличается исключительным богатством внутреннего оформления. Росписи стен создались между 1840 и 1848 годами лучшими живописцами той эпохи. Двадцать портретов дарителей - ктиторов положили начало болгарской светской живописи, реалистическому портрету.

Таким образом, главная церковь Рильского монастыря представляет собой своего рода музей, отражающий новые веяния в религиозной живописи 19 века, в корне изменившие ее облик. К этому собранию следует присовокупить росписи церквей и часовен, находящихся за стенами монастыря.

Тридцать шесть многофигурных сцен, образы первых болгарских царей, апостолов, мучеников, исключительно богатый орнамент, в котором причудливо переплитаются изображения растений, птиц и стилизованных геометрических фигур, - таков вкратце "сюжет" главного деревянного резного иконостаса церкви св. Богоматери, над созданием которого четверо мастеров-резчиков трудились пять лет.

Замечательный образец искусства резьбы по дереву проставляют собой церковные врата XIV века, которые ныне хранятся в историческом музее Рильского монастыря.

Здесь представлены богатые коллекции золотой и серебряной утвари, старинных монет, оружия, украшений , парчи, вышивок. В библиотеке монастыря, насчитывающей шестнадцати тысяч томов книг, хранятся 134 рукописи 15-19 веков, множество старопечатных книг и документов. В музее находится богатая этнографическая коллекция произведений прикладного искусства и художественных промыслов, которую составили народные дары, поступавшие из разных концов страны. Под каждым экспонатом указаны имена дарителей и точная дата получения того или иного дара. Эти скупые надписи представляют собой своеобразную летопись высоких патриотических чувств народа, его чаяний и надежд, связанных с Рильским монастырем.

БАЧКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бачковский монастырь находится на берегу реки Асеницы /в 29 километрах от Пловдива/. По своим масштабам, архитектурному, художественному и культурному значению его можно сравнить только с Рильским монастырем.

Монастырь имеет сложную и противоречивую историю. Он был основан в 1083 году Григорием Бакурианом, грузином по происхождению. Согласно "типику" /уставу/, монастырь получил полное самоуправление, его братия состояла из монахов-грузин числом не более пятидесяти. Бачковский монастырь владел большими богатствами, его земельные угодья простирались до самой Солуни /Салоник/.

В 1344 году царь Иван Александр, утвердив свою власть над Родопами, населил монастырь монахами

-болгарами, щедро одарив его. В притворе верхнего этажа Бачковской усыпальницы изображены царь Иван Александр, а также основатель монастыря Григорий Бакуриан и его брат. Церковь - усыпальница

- единственное здание, уцелевшее после разрушения монастыря в 16 веке.

Архитектурный облик церкви - усыпальницы как нельзя лучше отражает "биографию" монастыря: в нем чувствуется преобладающее влияние сирийского и армянско-грузинского зодчества. И в то же время способ кладки /чередование параллельных рядов каменных плит и кирпича/ восходит к традициям средневековых Плиски и Преслава. Стены обоих этажей усыпальницы покрыты росписями, представляющими собой ценный документ далекой эпохи, от которой до нас дошло очень мало художественных свидетельств. Созданные в 11 и 12 веках, вероятно, двумя художниками, фрески представляют собой образец аристократического искусства монументально - спиритуалистического стиля эпохи торжества теократической системы императорской власти: суровые, аскетические лики, строгий, четкий рисунок, сверкающий эмалью колорит.

Бачковский монастырь уцелел в первые годы завоевания страны османами, в него был сослан последний болгарский патриарх Второго Болгарского государства - патриарх Евфимий, который продолжал в его стенах свое большое литературно - просветительное дело. В лихую годину массового обращения населения в мусульманство, монастырь был разрушен, однако к концу 16 века снова восстановлен. В 1601 году была построена трапезная, а в 1604 года - главная церковь Успения Пресвятой Богоматери.

Благодаря высочайшему благоволению греческого патриаршества, монастырь получил разрешение на строительство этой монументальной церкви /12х12 м, крестово-купольный, трехапсидной/. Это было единственное монументальное культовое здание, сооруженное на землях Болгарии в начальную пору национального Возрождения. Более древние фрески покрывающие стены, датируются 1643 годом. Их сухость, скованность и схематизм говорят о том, что они созданы скорее всего живописцем Афонской школы, стоявшей в стороне от процессов всеобщей демократизации искусства. Особый интерес представляют росписи трапезной. Здесь изображены греческие философы и писатели Аристотель, Аристофан Диоген, Давид, Софокл, Анаксимен.

В эпоху национального Возрождения Бачковский монастырь превратился в один из самых значительных центров просветительной и литературной деятельности. Он не раз являлся местом массовых паломничеств. В 1837 году было принято решение о сооружении нового храма - церкви св. Николы. В 1840 году ее стены были расписаны известным художником эпохи болгарского Возрождения Захарием Зографом. Изображенные им сцены "Страшного суда" и другие сцены и композиции включают жанровые ситуации и реалистические картины природы, первые композиции с ярко выраженным социальным содержанием.

Фрески, старинные иконы разных периодов, собрание старопечатных книг в художественных окладах, предметов церковной утвари делают Бачковский монастырь богатейшей сокровищницей болгарского искусства.

ТРОЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Троянский монастырь известен главным образом тем, что его стенные росписи представляют собой один из самых интересных циклов в творчестве Захария Зографа /он расписывал стены главной монастырской церкви как внутри, так и снаружи, что встречалось в практике живописцев той эпохи редко/. Монастырь, построенный в 1835 году в 7 километрах от города Трояна, является образцом проникновения в культовую живопись народного мироощущения, ярким свидетельством воздействия жилого строительства на культовую архитектуру. Захарий Зограф трактовал темы добра и зла в современном ему, остро социальном контексте, он писал лики болгарских и русских святых, изобразил /второй раз/ себя и поставил под автопортретом подпись - свидетельство удивительного для эпохи рабства чувства достоинства. В трапезной монастыря им создан поистине редкостный для того времени групповой портрет монастырской братии.

В одной из летописей упоминается о том, что Троянский монастырь был основан в 1600 году, однако от тех давних времен сохранился и дошел до нас только престольный камень церкви. Таким образом Троянская обитель всецело принадлежит эпохе болгарского Возрождения. В середине 18 века в монастыре трудились видные просветители, было основано училище. Патриотическая миссия переросла в традицию. В 1872 году Васил Левски основал в монастыре тайный революционный комитет, в который вошли все монахи во главе с игуменом монастыря отцом Макарием. Четыре года спустя монастырь стал оплотом Апрельского восстания в этом районе.

К счастью, болыпенство замечательных произведений - памятников искусства эпохи национального Возрождения и более позднего периода - уцелело. Иконостас главной церкви, созданный в 1839 году, представляет собой шедевр искусства резьбы по дереву. Удивительной самобытностью отличается созданная намного раньше /в 1794 году/ резьба царских врат часовни св. Николы. В монастыре можно увидеть иконы кисти известных мастеров эпохи Возрождения.

РОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Роженский монастырь, расположен далеко на юге, в 6 километрах от города Мелник, был единственным из восстановленных в первые века османского ига монастырей, которому в дальнейшем посчастливилось уцелеть. В своем сегодняшнем виде монастырь /воздвигнутый мельницким правителем Славом в 12 или 13 веке/ сохранился таким, каким он был в 16 столетии. Одна из надписей гласит, что лики Христа Пантократора и двенадцати апостолов над дверью главной церкви св. Богоматери написаны в 1597 году. Ценными памятниками живописи 17 века являются росписи наружной южной стены /"Страшный суд ", "Лестница праведников "/, датированные 1661 годом, а также из жития Иоанна Крестителя в монастырской усыпальнице. Внутренние стены наоса, преддверия и часовни главной церкви расписаны в 1732 году. Здесь представлено свыше 150 библейских и евангельских сюжетов, фрески содержат необычное обилие образов монахов и отшельников , многие из них, вероятно, были реальными историческими лицами, современниками автора росписей, фамилия которого осталась неизвестной.

Роженский монастырь славится прежде всего своими резными деревянными иконостасами и аналоями. Некоторые из них на редкость сложны по замыслу и композиции, библейские сюжеты давали изографу повод для проявления неуемной фантазии, яркого, пышного декоративизма.

В Роженском монастыре было создано уникальное произведение знаменитой Роженской каллиграфской школы, существовавшей здесь еще в 14 веке, -рукописный список " Толкования Иова ," который был взят в 1674 году константинопольским патриархом Досифеем и ныне хранится в иерусалимской церкви Гроба Господня.

ИВАНОВСКИЙ СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ

Число памятников болгарского средневекового искусства невелико. Каким-то чудом сохранились стены росписи в Ивановском скальном монастыре - образцы искусства прославленной Тырновской школы.

Высеченный довольно высоко в скале над рекой Русенский Лом и села Иванове, монастырь был обиталищем отшельников и в период широкого распространения в Болгарии идей исихазма /14 в./, призывающих к безмолвию, аскетизму и нравственному совершенствованию. Получившее широкое распространение в Византии, учение исихазма проникло в Болгарию в тревожные времена, когда в стране царили социальный гнет и феодальные междоусобицы. По вполне понятным причинам отшельничество в Болгарии получило широкий размах.

Стенопись в одной из пещер Ивановского скального монастыря, названной "церквью", была обнаружена археологом Карелом Шкорпилом. По всей вероятности, росписи были созданы в царствование Ивана Александра, в пору возникновения этой отшельнической обители. Болгарский владетель, которому были близки идеи исихазма, запечатлен на одной из стен притвора церкви как ктитор, благодетель монастыря. Здесь, на сравнительно небольшом пространстве , размещено большое количество сцен и образов, объединенных в отдельные композиции сравнительно малых размеров /1,2 х 1,5 м/. Большой интерес представляет самый ранний для болгарского искусства описательно - сюжетный рассказ "Житие святого Герасима", изобилующим множеством подробностей.

Несмотря на трудности чисто технического характера, средневековому художнику удалось соблюсти реальные пропорции. Росписи, несомненно, создавались под влиянием традиций Тырновкой школы живописи. Лики святых, написанные мягкими, пастельными тонами, их фигуры излучают драматизм, не характерный для византийской живописи. Неизвестный живописец явно наделял святых чертами людей, которых он видел в окружающей жизни. Их позы и жесты естественны, исполнены стремительного порыва. Экспрессивность движения придает изображениям интересную , нетипичную для живописи той эпохи асимметричность. Манере художника присуща раскованность, верный себе, своим целям и вкусам, он явно не считался с рамками канонов. В росписях широко представлены античные атрибуты: обнаженные торсы кариатид, колонны, поддерживаемые львами, маски. Эти элементы говорят о том, что возрождение интереса к античности в Византии /14 в. / оказало воздействие на все восточно-европейское искусство той эпохи.

СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ АЛАДЖА

Ко времени распространения учения исихазма относится и скальный монастырь Аладжа, расположенный недалеко от курорта Золотые пески /в 14 километрах от Варны/. Этот монастырь был обитаем до 18 века. Есть основания предполагать, что первые монахи - отшельники появились в этих местах еще в раннехристианский период / 4 в. /.

Двухъярусный монастырь выдолблен в известняковой скале. Оба этажа сообщаются между собой деревянной лестницей, ступени которой встроены в углубление цилиндрической формы. В нижнем этаже размещалась церковь /ее длина - 7 м, высота -2м/, несколько небольших "комнат" и "келий". Над ними расположены часовня и несколько келий поменьше. Росписи почти не сохранились. Созданные, вероятно, в 14 веке, они говорят о принадлежности их автора к Тырновской школе.

Немного в стороне существовал еще один монастырский комплекс, он был в той же скале.

ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Полный отход от византийского стиля, носившего официальный характер, казенный характер, и от стиля официальной для Болгарии Тырновской школы демонстрируют архитектура и живопись Земского монастыря, датируемые 14 веком. Монастырь этот расположен в долине реки Струма в 76 километрах на юго-востоке Софии. Согласно ктиторской надписи в церкви св. Иоанна Богослова, в 1354 году владетель Вельбуждского княжества Деян расширил церковь уже существовавшего монастыря и расписал ее стены. Церковь эта, воздвигнутая из камня, чудом уцелела после порабощения страны османами в то время как все остальные здания монастыря были опустошены и разрушены. Монастырь был восстановлен только в 19 веке.

Во время восстановительных работ строители, по всей вероятности, изменили внешний вид церкви сообразно своему вкусу. Земенская церковь представляет собой исключение в средневековой болгарской архитектуре: это строение кубической формы с тремя полуцилиндрическими апсидами одинаковой высоты, объединенными в единое целое под потолочным карнизом. Крыша имеет вид четырехстенной пирамиды с куполом на цилиндрическом барабане, украшенном двумя рядами слепых арок. Другой такой крыши нет на всем Балканском полуострове. Стены церкви -одноцветные, оживляемые лишь слепыми арками, - придают зданию суровый и неприступный вид.

В странном созвучии с ними находятся богатые росписи внутренних стен церкви. Они отмечены печатью грубоватой суровости, некоей нарочитой архаизации. В них усматриваются отголоски традиций восточно-православной иконописи доиконоборческого периода, почти не имевшей параллелей в свой век. Печатью архаики отмечены как сами сюжеты религиозных сцен, так и способ их передачи, фрагменты архитектурного декора, светотеневые и пространственные решения. Краски насыщенные, плотные, без нюансов фигуры, овалы слабо индивидуализированных ликов, складки одежды очерчены плотным грубоватым контуром.

Библейские святые предстают перед нами спокойными суровыми людьми, которым чужд религиозный экстаз и аскетизм. Единственное исключение в этом отношении составляет облик Ивана Рильского /в Земенской церкви сохранилось одно из самых ранних изображений этого святого /.

В ктиторских портретах севастократора Деяна и его жены автору удалось добиться значительной индивидуализации образов, это наводит на мысль о том, что живописец писал их с натуры. В этом отношении изображения эти не имеют параллелей - за исключением портретов севастократора Калояна и его жены Десиславы, созданных автором росписей Боянской церкви /1259 г./. Лицо жены владетеля Деяна излучает красоту женщины из народа, ее головной убор украшен вышивкой, в которой угадываются болгарские народные мотивы. Земенский мастер явно тяготел к изображению бытовых деталей.

В числе других композиций Земенской церкви есть сцена, свидетельствующая о том, что живописец дополнял свои работы житейскими подробностями, о которых в Священном писании даже не упоминается, так например, он нарисовал со всеми деталями сцену приготовления гвоздей для распятия Христа. Эта сцена - плод фантазии земенского мастера, она не встречается ни в евангельских текстах, ни в апокрифной литературе, ей нет соответствия в религиозной живописи.

Все это превращает Земенский монастырь в редкий памятник самобытного народного искусства эпохи средневековья, сокровищницу яркого направления религиозной живописи, которое Андрей Грабарь назвал" демократическим течением".

ПРОБРАЖЕНСКИИ МОНАСТЫРЬ

Преображенский монастырь основан в другую эпоху, и потому в основу его архитектуры и живописи положены совершенно иные принципы. Он расположен в 7 километрах от города Велико - Тырново, на берегу реки Янтры, в прекрасном живописном месте, где царит атмосфера солнечного света и жизнерадостности.

Судьба этой обители богата превратностями. Легенда связывает ее возникновение с именем царицы Сарры, второй жены Ивана Александра, которая, по примеру своего мужа, жертвовала средства на строительство монастырей и церквей. Монастырь, долгое время именовавшийся "Сарриным", был одним из центров Тырновской литературной школы. После захвата столицы Второго Болгарского государства турецкими завоевателями он был разграблен и сожжен, и прошел не один век, пока среди его руин вновь возродилась жизнь.

Восстановление монастыря началось в 1825 году, когда были построены часть монастырских зданий и церковь Пресвятой Богоматери, здание которой воскрешает традиции афонской архитектуры, получившей известность в 14 веке и совершенно чуждой зодчеству эпохи болгарского национального Возрождения. В 1832 году началось сооружение церкви Преображения Господня.

Преображенский монастырь был одним из самых надежных убежищ Васила Левского, в нем трудился ближайший соратник Левского, организатор подготовки к восстанию населения Велико-тырновского района монах Матей Преображенский.

Строил церковь Преображения выдающийся зодчий эпохи болгарского Возрождения Кольо фичето. Церковь представляет собой замечательнейший образец болгарского барокко: кретовидное, трехапсидное, купольное здание внушительных размеров /8х24 м/. Зодчий оставил образец блестящего градостроительного решения: он воздвиг колокольню в некотором отдалении от церкви, включил ее в ансамбль жилых зданий монастыря, создав тем самым законченный ансамбль, как нельзя лучше гармонирующий с рельефом местности. Колокольня объединяет в одно целое три двора монастыря: главный, монашеский и хозяйственный, фасады монастырских зданий производят неотразимое впечатление богатой системой галерей с ажурными резными перилами, сильным выносом кровли, напоминающим фриз.

Церковь Преображения Господня на радость ценителям искусства расписана и снаружи и изнутри Захарием Зографом. Он же является автором и некоторых икон, остальные принадлежат кисти Станислава Доспевского, а резной иконостас церкви тонкой ажурной работы - дело рук Кольо фичето.

КИЛИФАРЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Килифаревский монастырь вошел в болгарскую историю как "вторая академия" средневековой Болгарии /вторая - после школы Климента Охридского в городе Охрид/. Монастырь был основан между 1348 и 1350 годами по указу царя Ивана Александра в 12 километрах к югу от Тырново. В нем нашел приют Феодосии Тырновский - странствовавший по Болгарии просветитель и книжник, сторонник учения исихазма, отшельник. За короткое время монастырь превратился в центр, собравший многих писателей, филологов переводчиков и каллиграфов, теологов и философов, святых отцов - проповедников исихазма. В нем переводились богослужебные книги и византийские хроники, составлялись сборники житий болгарских, сербских и греческих святых, писались проповеди, бичевавшие всевозможные ереси. Принцип исихазма "слово тождественно сущности" нашел блестящее воплощение в совершенстве языка и стиля, в адекватности переводов Феодосия Тырновского, - неслучайно, византийский патриарх Калист назвал его мастерство "даром божьим". Авторы трудов, создаваемых в Калифаревском монастыре, свободно оперировали цитатами из фукидида, Платона, Гомера, Аристотеля, - этот факт говорит об их высокой культуре. Выходцем из школы Григорий Цамблак, ставший впоследствии митрополитом киевским и всея Руси, реформатором русских богослужебных текстов. С Килифаревким монастырем связано имя реформатора староболгарского языка Евфимия - одного из любимых учеников Феодосия Тырновкого.

Уничтоженный завоевателями - османами, монастырь был восстановлен в 1718 году. Тогда была построена небольшая церковь Рождества Богородицы и обе часовни - св. Ивана Рильского и св. Феодосия Тырновского. В 1840 год в монастырь был приглашен зодчий Коль фичето, который перестроил и расширил церковь Рождества Богородицы /с старого здания сохранились только стена алтаря и два притвора/, воздвигнув на ее месте нынешнюю большую церковь - однонефную, увенчанную куполом, квадратную в плане, что отличало ее от всех монастырских церквей того времени. Ее архитектурный облик по сравнению с другими творениями замечательного зодчего несколько строже и сдерженнее, но и здесь ему удалось добиться изящества форм, совершенства внешнего декора за счет применения слепых двухступенчатых ниш и декоративного фриза, который производит впечатление резьбы по дереву.

В старой часовне св. Феодосия Тырновского сохранились фрагменты росписей 18 века. Поражают раскованность и четкость линий, отличающее искусство неизвестного мастера, его умение передать не только каждое движение, но и внутреннее состояние персонажей. Приспосабливаясь к малым размерам часовни и особенностям ее интерьера /в ней отсутствует северная стена/, живописец позволил себе нарушить традиционную хронологию евангельских сцен. Наиболее выдающимся произведением искусства в Килифаревском монастыре является резной иконостас упомянутой выше часовни - по всей вероятности, он представляет собой дело рук тревненских резчиков, вложивших в свое детище неисчерпаемое богатство фантазии, незаурядный талант ваятелей, удивительное чувство меры в создании декора. В церкви и часовнях монастыря хранятся иконы лучших представителей Тревненской школы живописи. Здесь находится и прославленная житийная икона Ивана Рильского.

Килифаревский монастырь, не раз отстраиваемый и перестраиваемый, имеет вид законченного архитектурного ансамбля - одного из самых удачных из всех созданных в эпоху национального Возрождения, - который гармонично вписывается в окружающую среду.

ЦРЯНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сердцу каждого болгарина близка и дорога трагическая судьба Дряновского монастыря св. Архангела Михаила. Основанный еще в период Второго Болгарского государства, монастырь впоследствии дважды подвергался разрушению и оба раза восставал из пепла. На нынешнем месте - в ущелье реки Дряновска, в 4 километрах от города Дряново - монастырь отстроен в 1845 году. Благодаря усилиям Васила Левского и Матея Преображенского, он был превращен в одну из главных крепостей революционной организации Тырновского района. В дни Апрельского восстания 1876 года священник .Преображенского монастыря отец Харитон, военный руководитель повстанцев в этой области Петр Пармаков, народный учитель и поэт Бачо Киро Петров возглавили отряд повстанцев в составе двести человек, который после разгрома восстания укрылся в монастыре. Девять дней длился ожесточенный бой. Сопротивление повстанцев было сломлено: слишком неравны были силы. Укрывшиеся в стенах монастыря повстанцы и монахи были перебиты, монастырь предан огню. Уцелела часть большой каменной церкви.

В музее монастыря и ныне хранятся священные реликвии героической апрельской эпопеи 1876 года. В монастыре сохранились ценные старинные иконы.

КАПИНОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В церкви Капиновского монастыря, расположенного неподалеку от города Елена, на карнизе, над алтарем, сохранилась надпись с указанием года основания монастыря - 1272. Монастырь был основан в царствование Константина Тиха, а сама церковь воздвигнута, после разорения и возрождения монастыря, в 1835 году двумя зодчими - самоучками из города Дряново. Само здание - одноферное, без купола - ничем не примечательно, однако среди его росписей находится одна из наиболее интересных в болгарской религиозной живописи сцен: композиция на тему "Страшного суда", написанная в 1845 году живописцем Йоаном Поповичем из Разграда, художником, не принадлежавшим ни к одной из школ. Редко встречаются сцены с таким большим количеством участников, в которых был бы так исчерпательно представлен весь евангельский состав с подробным развертыванием сюжета во всех его деталях.

Художник написал ее на сравнительно небольшой западной стене, проявив удивительно тонкое чувство композиции, недюжинную фантазию и изобретательность. В изображении мертвых , встающих из гроба, в позах и жестах грешников, плывущих по Огненной реке в ад, заметно влияние живописи Томы Вишанова из Банско, выходящей за рамки строгих канонов.

В 1856 году были построены сохранившиеся поныне массивные двухэтажные здания монастыря, толщина наружных стен которых достигает полутора метра, а высота местами превышает восемь метров. Капиновский монастырь, подобно другим болгарским монастырям, снаружи напоминает средневековую крепость, а со стороны двора фасады его зданий с целой системой галерей, эркеров и деревянных лестниц производят впечатление почти домашнего уюта. Массивные ворота монастыря украшены изображениями выдающихся болгарских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия. В часовне Введения во храм Пресвятой Богродицы, построенной несколько позднее "портреты " двух дарителей с благодарственной надписью.

Капиновский монастырь всегда был оплотом национального духа. В 1794 году игуменом монастыря стал один из видных болгарских просветителей, классик литературы эпохи болгарского Возрождения отец Стойко Владиславов, получивший литературную известность под именем Софрония Врачанского. Он доставил в монастырь список "Истории славяно-болгарской" Паисия Хилендарского, - произведения, которое чрезвычайно способствовало росту национального самосознания. Большим авторитетом пользовалась открытая при монастыре в 1830 году "специализированная" школа для подготовки начетчиков и священников.

ЧЕРЕПИШСКИЙ МОНАСТЫРЬ

С именем Софрония Врачанского связана история Черепишского монастыря. Он расположен в ущелье гор Стара - Планина на берегу реки Искыр. 1798 -1799 годы в монастыре дважды укрывался Софроний Врачански. Видимо, будущий автор первого болгарского автобиографического романа не случайно избрал именно этот монастырь: при нем имелась одна из самых богатых библиотек. В Черепишском монастыре веками трудились поколения писателей, переводчиков и каллиграфов, оставивших ряд ценных памятников литературы, в том числе Черепишское евангелие 16 века с позолоченным окладом 1612 года. Оно содержит евангелие иеромонаха Даниила, апостол Якова /обе книги датируются 17 веком/, сборник слов и поучений "Маргарит", оставленный священником Тодором Врачанским в 1762 году.

Сохранился письменный документ, удостоверяющий год основания монастыря, - в Церковном историке - археологическом музее в Софии хранится устав монастыря / типик / за 1390 -1396 годы.

Росписи в старой церкви почти не сохранились, они были созданы приблизительно в середине прошлого века живописцем Тревненской школы. Ценными памятниками искусства резьбы по дереву являются иконостас и архиерейский трон.

МОНАСТЫРЬ В ГОРОДЕ ШИПКА

Шипченский монастырь является символом эпохального для Болгарии события - освобождения от османского ига, явившегося конечным результатом Русско-турецкой войны 1877 -1878 годов.

Монастырь представляет собой величественный храм - памятник, воздвигнутый на окраине города Шипка, неподалеку от знаменитого перевала Шипка в горах Стара - Планины, где летом 1877 года на смерть стояли русские воины и болгарские ополчены. Спустя год после этого события Всерусский комитет, возглавляемый Ольгой Николаевной Скобелевой, матерью прославленного русского полководца, и графом Н. П. Игнатьевым, принял решение о сооружении этого храма в память об исторической победе. Средства на строительство, начатое в 1896 году и законченное через шесть лет, были пожертвованы русским и болгарским народом, фамилии русских воинов и болгарских ополченцев, павших на Шипке и под Казанлыком, высечены на 34 мраморных плитах внутри храма.

Архитектор А.И. Томишко принадлежал к числу сторонников так называемого "древнерусского течения" в архитектуре, представители которого возродили к жизни импозантный византийский стиль в русском соборном варианте 17 века. К эго образцам относятся также русская церковь св. Николая и храм - памятник Александра Невского в Софии. Шипченский монастырь сочетает в себе изящество и монументальность. Резной деревянный позолоченный иконостас работы русского архитектора Ягны впечатляет торжественной элегантностью. Иконы иконостаса создались в русском монастыре св. Пантелеймона на Афоне и преподнесены в дар Шипченскому храму.

Этот монастырь органически вписался в общую когорту болгарских монастырей . Как и они, Шипченский монастырь для Болгарии представляет собой нечто гораздо больше, чем культовое здание.

Туристический путеводитель


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.