БОЛГАРСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

БОЛГАРСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРАЗДНИКИ И ОБЫЧАИ

По словам древнегреческого философа Демокрита жизнь без праздников напоминает долгую дорогу без постоялого двора. А по мнению специалистов -этнографов насчитывается свыше 10 000 обрядов, связанных с болгарскими праздниками. Поистине, неисповедимы пути обычаев, сопутствовавших болгарину с момента рождения до последнего дня жизни. Но общее, что их связывает... Впрочем, прежде чем говорить об общем, давайте познакомимся с конкретным.

В зимнем календаре самую пеструю картину представляют новогодние обычаи. Они придают и национальный колорит этому празднику, который отмечают во всем мире.

С давних пор в новогоднюю ночь огонь и трапеза были символом щедрости и изобилия.

Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему на него ставят все яства, которые производят в хозяйстве, а обрядовые караваи украшают изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе.

Честь зажечь огонь в очаге выпадает самому пожилому человеку в доме. С самого утра очаг, выметенный еловыми ветками, ожидает быдник - толстое полено, обычно дубовое, поскольку дуб -символ долголетия. Под вечер его поджигают, а по тому , как долго оно будет гореть ночью, гадают о будущем и О плодородии. В эту ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят.

СУРВАКАРЫ

Это подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая суреачка, - обязательная принадлежность каждого из сурвакаров. В различных районах страны ее украшают по - разному.

КОЛЯДОВАНИЕ

Известный во всей Болгарии обычай, имеющий много общего с действиями сурвакаров. Группа колядовщиков посещает семьи, желая им всего самого лучшего. За это их одаривают специально приготовленными фруктами и другими лакомствами. Пестро цветные украшения на одежде колядовщиков различны в разных областях. Вместо сурвачки они носят с собой коледарку - длинную дубовую ветку, богато украшенную резьбой. Этот обычай сопровождается исключительно богатым фольклором - песнями, благо пожеланиями, танцами. И главное отличие - колядовщики посещают дома в рождественскую ночь (25 декабря), а сурвакары - в новогоднюю (1 января). Обусловленные различием Юлианского и Григорианского календарей, эти два обычая сохранились по сей день и имеют много общего по своей сущности. Но тогда как их смысл - ожидание плодородия, то другой новогодний обычай особенно поэтичен, так как связан с надеждой на счастливое замужество и семейное счастье.

Ладувание или гадание на кольцах, - девичий праздник, который совершают на Новый год только в Западной Болгарии, Средней Стара - Планине и в некоторых районах на берегу Дуная. В остальных областях Болгарии на кольцах гадают в Эньов день (24 июня). Подготовка начинается рано. В котелок с родниковой водой, наряду с символами плодородия - овсом и ячменем - девушки опускают свои кольца, привязанные красной ниткой к букету. Букет обычно составляют из плюща, дикой герани, базилика. Котелок оставляют на ночь под открытым небом после обрядовых танцев рядом с ним начинается гаданье.

Последний крупный зимний праздник болгарского крестьянина - МАСЛЕНИЦА. Сырное Заговенье (за семь недель до пасхи)

С тех пор, до осени не справляют свадеб, пока не кончается полевые работы. Самый важный обычай на сырной неделе - игры кукеров (ряженых). Они берут начало от праздников Дионисия, которые устраивали древние фракийцы , и являются пожеланием изобилия в самом широком смысле - от полных закромов до дома, полного детей.

КУКЕРСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Знаменуют начало весеннего календаря, и подготовка к ним требует больше времени. Оно требуется для изготовления маски - личины, в которой проявляются умения и эстетический вкус ряженого. Так что обрядовые маски - личины совершенно различны. Общим для них является пестроцветие, они усеяны блесками, украшены лентами и шерстяной бахромой. Одежда ряженых также колоритна, пышная , в нее ряженые вкладывают всю свою фантазию. Многоцветие масок, одежды, обрядовые танцы придают обычаю театрально - карнавальный элемент. Важным моментом являются символическая вспашка и сев - знак богатого урожая. Грузная походка главного ряженого напоминает о тяжелых от зерна колосьях пшеницы. А привязанные к талии колокольчики предназначены, чтобы прогонять зло и болезни.

ТРИФОН ЗАРЕЗАН

Отмечают в первой половине февраля. Этот обычай также связан с промыслом, занятием, дающим средства к существованию. В день виноградаря по всей стране виноградные лозы подрезают и поливают вином, рядом с богато уставленными столами исполняют обрядовые песни и танцы - чтобы урожай выдался богатым. В некоторых районах выбирают "царя", голову которого украшают венком из виноградных лоз. К нему относятся с особым уважением, ибо считается что от этого зависит плодородие.

МАРТЕНИЦА - обычай, известный только в Болгарии, имеет древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету. Обряды, которые справляют первого марта, любопытны и разнообразны. В некоторых областях женщины в этот день одеваются в красное, а в Северо - восточной Болгарии хозяйка дома набрасывает красную ткань на фруктовое деревце или же развешивает красную шерсть на ниве. В скотоводческих районах животным привязывают белые и красные нитки. Традиция жива по сей день - каждый год первого марта болгарин прикалывает к одежде мертеницу.

Весенней порой самое большое значение для болгарского крестьянина имеет праздник.

ГЕРГЬОВДЕН

Его отмечают 6 мая, он также связан с промыслом, занятием, дающим средства к существованию, им скрывается торговый и животноводский год. Праздник сохранил свою яркую обрядность - накануне вечером молодые парни обламывают ветки цветущей вербы и украшают ими дома, ульи, домашнюю живность. Ночью овец выгоняют на пастбище, потому что считается, что тогда роса имеет железную силу. Днем столы уставляют обрядовыми караваями и блюдами, поют веселые песни с традиционными пожеланиями радости и изобилия.

Незадолго до Юрьева дня начинается большой праздник молодости.

ЛАЗАРУВАНЕ

Известный и сохранившийся во всей Болгарии, этот обычай имеет праславянское происхождение и вместе с утверждением плодородия несет в себе поэтику любовно - брачного мотива. Это обуславливает и особое внимание к одежде - красивой и праздничной, усеянной богатыми, тяжелыми украшениями. Лазаруване состоит из целого ряда обрядовых игр и песен, которые девушки предварительно разучивают во время поста перед Пасхой. Обрядовые варианты многочислены, разница состоит в проведении самого Лазарева дня (за 8 дней до Пасхи). Общее содержание, однако, заключается в представлении девушек, которые уже могут стать невестами, местной общественности.

Замужество и женитьба всегда были исключительно важным событием в жизни болгарина. Некогда люди верили, что чем большим количеством обрядов они будут сопровождаться, тем счастливой и долгой будет семейная жизнь, тем больше народится детей.

Поэтому семейный обычай

БОЛГАРСКАЯ НАРОДНАЯ СВАДЬБА

представляет собой вереницу обрядов, ритуалов и символов. Начинается она с приглашения гостей, но приготовления в домах жениха и невесты не прекращаются в течение многих дней - шьются свадебные флаги, замешивается тесто для караваев, выполняется ряд ритуалов прощания с девической и холостой жизнью. Исключительно интересен момент, когда наряжают невесту, а прощание с родным домом - плотно укутанная в свадебную вуаль невеста во дворе поворачивается к родителям, которые стоят на пороге дома, и кланяется им три раза. Встреча в доме молодожена также имеет интересную символику действия. Там невесте подносят хлеб и соль, вино и мед - чтобы жизнь обоих была дружной и богатой.

Вы обратили внимание на то общее, что кроют в себе болгарские праздники и обычаи? Идеал совершенной личности, для которой характерны высокая нравственность, трудолюбие, ум, здоровье, чувство прекрасного. И стремление делать добро. Персонажи всех народных праздников - колядовщики, сурвакары, ряженные, лазарки - обладают необыкновенной силой творить добро, их благие пожелания всегда побеждают зло. В этом смысле болгарские праздники и обычаи являются нравственным, эстетическим и философским заветом, передающимся от поколения к поколению. Развиваясь и обогащаясь, они сохранили посей день как добронамеренное общение людей, отражающее основные занятия, дающие средства к существованию.

МУЗЫКА

Она является неотъемлемой не только от семейных и календарных праздников, но и от целостной жизни болгарина. Вряд ли будет слишком сильным утверждать , что песня - сущность народа. Она сопровождает его и в будни, и в праздники, в периоды исторического восхода и испытаний, в радости и скорби. Не случаен парадокс, что болгарин поет и когда плачет. Этот порыв к мелодии способствовал созданию песен для любого житейского случая - обрядовых (колядок, пасхальных, именинных, при гадании на кольцах или мольбе о дожде), трудовых (во время жатвы, посиделок, сбора винограда, сенокоса ), трапезных песен, танцевальных, припевных и ряда других. Что же касается географического разделения, то оно не выражено строго, но частичные особенности очерчивают следующие музыкальные диалекты - северо-болгарский, добруджанский, фракийский, шопский, пиринский, средногорский и родопский. Каково отличие болгарской народной песни? Она преимущественно одногласная . Даже когда поют две стороны (хор и хор, солист и хор), даже когда они перекликаются или одна сторона ведет, а другая сторона за ней, песня звучит одним голосом. Ритмическое богатство заключается в широте, которую специалисты определяют "от фантастических для иностранца состояний до первобытной монотонности". Оно достигается посредством многообразных тактовых комбинаций на основе Удлиненного Времени. Именно этот прием делает болгарскую народную песню неповторимой, а удлененное время - ее своеобразным отличием, которое неизвестно в европейской музыке. Наиболее ярко оно выражено в родопкой песне. Сейчас две космические станции "Вояджер-1" и "Вояджер-2" летят к звездам. На каждой станции прикреплена позолоченная медная граммофонная пластинка - послание другим разумным цивилизациям. Кроме научной информации о нашей земле, пластинка содержит избранные записи из музыкальной сокровищницы человечества. Среди них, наряду с симфонией Бетховена, звучит и болгарская родопская песня.

Болгарин предпочитает речитатив - им исполняются преимущественно бытовые и эпические гайдуцкие песни. Декламация - мелодичная, строгая или орнаментированная, а смысл стиха находится в созвучии с мелодией. При хвалебном и благожелательном содержании колядок, например, мелодия бодрая, оптимистическая. В гайдуцких песнях она широкоя и вольная, в песнях жниц - протяжная, в песнях тех, кто отправляется на заработки, удлиненные тона напоминают боль по прошедшей молодости.

Стиль болгарской народной песни определяется как твердый из-за предпочитаемого в народе сильного исполнительского голоса. У женщин он ясный и чистый, порождает ощущение серебряного звона.

Несмотря на то, что болгарская музыка преимущественно вокальная, также отличаются разнообразием. Они представлены тремя группами: духовые одноголосые и двухголосые (свирель, кавал (род свирели), волынка, струнные (годулка, тамбура) и ударные (барабан). Инструментальная музыка строится на вокальной и разъединяется в соответствии с данным инструментом.

В настоящее время в фольклорном институте Болгарской академии наук собрано свыше 70 000 народных песен, но главное в том, что они Не Живут За Дверьми Музея. Народная песня - основа современной болгарской музыки во всем ее жанровом разнообразии. Композиции, построенные и стилизованные в народностном духе, отличаются оригинальностью, высоко ценятся в Европе, завоевывают успехи на международной сцене.

ПРИКЛАДНЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

Благодаря высокому эстетическому чувству болгарский народ творит искусство из любого материала. Из любви к прекрасному орудию труда украшаются фигурками и черточками, дерево покрывают резьбой различной формы, одежда оживает посредством вышивки, украшений и галунов. Обусловленные чувством красоты в буднях, первоначально зарождаются домашние прикладные ремесла. Постепенно, их объем и разновидности разрастаются, мастера совершенствуют свое умение в духе национальных традиций. В конце XIV века в Болгарии уже насчитывается 50 видов ремесел. Качественный же шаг вперед выражается в отточенности художественной выработки, особенно благородных металлов, в обогащении композиции и орнамента.

Эстетический принцип болгарских мастеров порожден преклонением перед природой и выражается в уподоблении ей. Этот пиетет вызывает к жизни и колоритные законы, нашедшие самое полное выражение в вышивке и текстильных ремеслах.

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

предназначена исключительно для украшения одежды. Она географически обусловлена в соответствии с декорацией, выполнением, цветом и композицией. Но общим для вышивки является растительный и геометрический орнамент и умелое техническое исполнение. Художественного эффекта, однако, болгарка добивается преимущественно путем "игры" с цветами. Как и в народной песне, ритмическое богатство получается при комбинации тонов - от мягких красок осеннего золота до темного цвета отвара ореховых листьев, от бледного - до контрастно яркого. Но всегда категорически преобладает красный цвет. Любовь к нему и к цветовым сочетаниям властвует и в

ТЕКСТИЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Оно включает тканье покрывал, половиков и ковров.. Данные о ковроткацком деле в Болгарии имеются с конца IX века, а в эпоху национального Возрождения (XVIII - XIX вв.) обуславливаются крупные ковроткацкие центры - Котел, Чипровцы, С а м о к о в, Панагюрище. Трудно охватить все декоративное разнообразие болгарского ковра, но в общих чертах котленский строго и крупно украшен, в то время как для чипровского характерен мелкий рисунок. К жанру ковра относят и так называемые губеры. Интересным разнообразием при них является техническое исполнение - это ворсистые ткани, украшенные с одной стороны шерстяной бахромой. Родопские губеры представляют собой покрывала в широкую белую, коричневую и желтую полоску. Длинная шерстяная бахрома смягчает их контуры, придает тепло украшению. Губеры были известны на Балканском полуострове как ямболии (по имени болагарского города Ямбол, где они изготовлялись). Они имеют крупный рисунок и контрастные краски на белом фоне.

Болгарские ковры, губеры, и покрывала производятся и сегодня в тех же центрах - Котеле, Чипровцах, Панагюрище, Ямболе, Банско, в родопских селах. Их умелое выполнение, сохранившаяся красота рисунка и красок завоевали им славу далеко за пределами страны.

ГОНЧАРНОЕ РЕМЕСЛО

быть может, самое старое на болгарских землях. Находки времен Первого болгарского государства ( VII- XII вв ) и Средневековья свидетельствуют о глубоко укоренившемся национальном стиле в этом ремесле, которому присущи и художественные достижения. Об этом свидетельствуют не только форма предмета, но и его украшения. Обычные способы украшения - гравировка, цветной рисунок и аппликация. Гравировка, или поперечное нанесение прямых линий, сохранилась до XIX века в таких старых керамических центрах, как Тетевен, Троян, Габрово, Трын. В более новое время ее заменил цветной рисунок. Наиболее типичным предметом для болгарского гончарного дела является глиняный кувшин - с удлиненным грациозным горлышком, покрытый в верхней части желтой или зеленой глазурью. Особое место занимают и линзообразные плоские бутылочки для ракии.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

также одно из ремесел, имеющих прикладной и художественный характер. В Болгарии этим искусством занимаются исключительно мужчины. Существуют два типа резьбы по дереву - мелкая неглубокая резьба и крупная глубокая. С древних времен болгарин украшал дерево резьбой, воссоздал природу на свирели и пастушьей герлыге, на укладке и детской зыбке, на ткацком станке. Повсюду! Дерево всегда оживало под рукой умельца, а воображение дополняло новые фигуры, приемы, композиции. Так мелкая резьба начинается появляются в сочетании с красками. Из массового искусства она обуславливается как ремесло (XV - XVIII вв.). Возникают центры, где резьба по дереву превращается в потомственную профессию (Трявна, Копривщица, Котел, Жеравна, Троян, Тетевен). В период национального Возрождения (XVIII - XIX вв.) плоская резьба появляется и в архитектуре - с сохранившимся преимуществом геометрических и растительных орнаментов, но в увеличенных размерах. Резьбой украшают не только капители деревянных столбов, но и интерьер дома . Великолепные резные композиции можно видеть сегодня в домах эпохи Возрождения в Котеле, Трявне, Тетевене, Копривщице. Глубокая скульптурная резьба не столь популярна как профессия. Она связывается в первую очередь с архитектурой царских и боярских дворцов в IX веке. Новый подъем она отмечает в XVIII веке, когда резьбой начинают украшать иконостасы в монастырах. Тогда же появляются и центры - школы со своим стилем и особенностями (Афонская, Дебырская, Тревненская). Их шедевры сохранились по сей день в церквях и монастырях по всей стране.

МЕДНИЦКОЕ РЕМЕСЛО

также имеет выраженный художественный эффект. Вершины в своем развитии оно достигает в XVIII-XIX веках, когда декоративные приемы значительно расширяются - начинают применять гравюры и ажутный фриз, ломаные линии. Сама выработка формы является искусством - в зависимости от силы и частоты ударов украшения на кофейниках, котелках, подносах напоминают мелкие бусинки или разбросанные звезды. Если добавить и серебряное очарование луженых стенок, нетрудно понять любовь болгарина к медным сосудам, которые является великолепным украшением и современного интерьера.

ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО

- художественное ремесло, произведения которого имеют единственно декоративное предназначение. Даже при выработке столовой посуды, художественная цель по - прежнему остается ведущей. Наследившее богатые традиции фракийцев, болгарское ювелирное дело постигает совершенство формы и изящество выработки главным образом посредством крапления, филиграни и комбинации обоих способов (между XVI и XIX вв.) . Несмотря на то, что это ремесло особенно чувствительно к влиянию извне - особенно к влиянию западноевропейского барокко - растительный и геометрический орнамент, как и композиция сохраняют национальное своеобразие. Не случайно произведения болгарского ювелирного дела хранятся в сокровищницах в музеях за пределами страны - в афонских монастырях, в Румынии, Сербии.

АРХИТЕКТУРА

Сделавшая свои первые шаги под культурным влиянием фракийцев, проболгар и славян (IX в.) национальная архитектура вскоре начала приобретать самобытный характер. В конце Х века она уже чувствительно освободилась от чужого влияния. В сохранившемся по сей день здании Боянской церкви, которая находится в софийском квартале Бояна, чувствуется то стилевое своеобразие, которое залегло в основу архитектурной традиции болгарина - слияние с окружающей средой, контакт и гармония с природой, отказ от строгой, статичной формы.

Во времена Второго болгарского государства (XII - XIV вв.) обогащенные стилевые приемы внешнего украшения проявляются в строительстве церквей св. Сорокомучеников и св. св. Петра и Павла в Велико Тырново, чтобы достичь своего блеска в несебырских церквах Пантократора и Ивана Алитургитоса. Но эта живописность и подвижность композиции вносит совершенное выражение в эпоху национального Возрождения (XVIII - XIX вв.), когда строительно-архитектурный гений болгарина возводит здания Рильского монастыря и церкви св. Троицы в Свищове, а также дома эпохи Возрождения.

В зависимости от общей внешней атмосферы и от интерьера, украшенного резьбой и стеннымиросписями, от окраски и кованного металла, дома и архитектурные ансамбли Возрождения различны в отдельных районах Болгарии. Однако общим для них является чувство художественной меры. Ощущение непосредстевености, интимности и полной гармонии между человеком и природой. Все в этих домах на своем месте - и эркер, и ворота, и крыша.

Все в интерьере покоряет скромной изящностью болгарского дома - очаг, пестрые ковры и губеры, медные сосуды на полках, тепло резного потолка.

Архитектура эпохи Возрождения имеет свои вершины и в строительстве общественных зданий - мостов, постоялых дворов, школ, питьевых фонтанчлков. Эти образцы используются и в современном строительстве.

Туристический путеводитель


Поделитесь страницей с друзьями или лайк на стену:

Туристическая фирма "Планета сказок", согласно законодательству об авторском праве обладает исключительными правами на все материалы, размещаемые на сайте www.planeta-skazok.ru

При использовании материалов, размещенных на сайте www.planeta-skazok.ru просим учитывать, что такое использование должно осуществляться в соответствии с Законом РБ "Об авторском праве и смежных правах".

Любое копирование, перепечатка и распространение материалов сайта www.planeta-skazok.ru без письменного разрешения запрещены. Любые материалы сайта "Планета сказок" запрещается копировать, размещение копий материалов в локальных и иных сетях не разрешается. Лица, нарушившие эти правила, будут подвергнуты судебному преследованию.